Опубликовано: 1700

Угроза терактов на Западе привела к притоку европейских туристов в Казахстан

Угроза терактов на Западе привела к притоку европейских туристов в Казахстан Фото - Тахир САСЫКОВ

Во вторник, во Всемирный день туризма, заправилы туризма жаловались журналистам на нелегкие условия работы, докладывали о своих достижениях и выдвигали разнообразные идеи. Но сначала о приятном.

По словам президента Казахстанской туристской ассоциации Рашиды ШАЙКЕНОВОЙ, в этом году к нам пожаловали гости из 19 стран, откуда ранее именно в качестве туристов не залетали: из Франции, Швейцарии, Испании, Японии, Норвегии, Сербии, Нидерландов, даже Аргентины… Откуда “дровишки”? Вестимо откуда! Спасибо правительству: отмена визового режима в канун ЭКСПО-2017 погнала их сюда за экзотикой. Впрочем, на это повлияли еще два фактора: угроза терактов в Европе и кризисная ситуация в экономике многих государств, где цены на услуги начали неукротимо расти.

Справка “КАРАВАНА”

В предварительном отчете Всемирной туристской организации сказано, что в этом году отрасль не только потеряла 3,5 процента запланированной прибыли (окончательный баланс подведут в следующем году), но и столкнулась с перенаправлением потоков. Путешественники сегодня чаще обращают свой взор на Юго-Восточную и Центральную Азию.

Так что мы – в тренде. Отсюда и рост посещений. Но у каждой медали две стороны. Посмотрим, что будут рассказывать дома о нашем гостеприимстве эти понаехавшие. Надеюсь, не о главной достопримечательности – придорожных нужниках. В любом случае визитеров, желающих оставить здесь свои кровные, становится больше. И привлекает их прежде всего эко- и этнотуризм, то есть наши кухня, история и культура.

– Мы пока не являемся отраслью, которая серьезно пополняет ВВП страны, – сказала г-жа Шайкенова, – но наш сегмент уже готов приносить больше. При условии, если экономика будет активно диверсифицироваться. В туристских странах основное внимание уделяют “продаваемым” отраслям. Турист – это же потребитель, который оставляет свои деньги в стране пребывания. Не важно – зарубежный или местный. Кстати, мультипликативный эффект нашей индустрии – напрямую и косвенно – касается 32 отраслей экономики. Это в любой стране мира.

– Насколько все-таки Казахстан “зацепило” перенаправление потоков? Мы на главной дороге или пока все-таки на обочине?

– Конечно, Азиатско-Тихоокеанский регион сейчас фаворит. Монголия по этнотуризму однозначно нас забила. Но я ве-ру-ю, что и к нам пойдет поток! Потому что идет мощная реклама ЭКСПО-2017, потому что граждане почти 50 государств смогут приезжать к нам без визы. Это положительно влияет на имидж страны и на ее экономику.

– В мае 2014 года принята концепция развития туристской отрасли, которая так и не стала госпрограммой. Что-то удалось реализовать из нее хотя бы фрагментарно?

– Ну конечно, отмена визового режима для граждан трех десятков государств. Регистрация физических лиц через электронное правительство… Что-то локально удалось сделать…

Тимур ДУЙСЕНГАЛИЕВ, руководитель управления туризма и внешних связей акимата Алматы:

– Концепцию писала группа профессионалов, в том числе и зарубежных. Обошлось это в несколько миллионов долларов. Обратить этот документ в реальные дела так и не получилось…

А не получилось вот почему.

Сейчас туриндустрия “сидит” в департаменте туризма министерства по инвестициям и развитию. Но эта структура несамостоятельна в принятии решений и обвешена административными и финансовыми “флажками”. Г-н Дуйсенгалиев какое-то время работал в этой конторе и, похоже, слегка разочаровался:

– Все надо было согласовывать через курирующего вице-министра, проходить другие инстанции…

Справка “КАРАВАНА”

С момента создания Казахстанской туристской ассоциации эту отрасль экономики реформировали и передавали в различные министерства 8 раз: от образования и культуры до спорта и инвестиций. Чехарда начальников и кураторов никак не способствовала процветанию: огромное число проектов так и не удалось воплотить в жизнь.

– Более 280 миллионов человек в мире заняты в сфере туризма. Каждый день она генерирует доходы на полтора миллиарда долларов: это прибытия-убытия, гостиницы, транспорт, экскурсии, кафе-рестораны… Это гигантский пирог, который требует понимания конкурентных преимуществ и проблем, которые надо решать на самом высоком уровне быстро. Решения надо принимать немедленно и сразу их реализовывать. Потому что туризм – это всегда отложенный спрос, – утверждает г-н Дуйсенгалиев. – Казахстан хочет себя позиционировать как страна номадов? Тогда надо предлагать гостям комплекс приключений на всем протяжении Шелкового пути. Мы приготовили хорошие турпродукты, которые вынесли на международный рынок. Но время! Условно говоря, вчера мы поехали на выставку в Лондон, нам удалось заинтересовать профессионалов. Возможно, через полгода, изучив наши возможности, они приедут к нам, чтобы осмотреться, пощупать-попробовать, оценить и договориться. И только через год они начнут продавать туры к нам. Потому что нужна еще и рекламная кампания для розжига интереса.

Если госорган не может своевременно реагировать, мы всегда будем отставать от реалий дня. На какие модели можно ориентироваться и быть конкурентными? Первая – американская. Там вообще нет регулятивного органа. Зато развита инфраструктура: транспорт, отели, кемпинги. А местные органы власти продвигают свои достопримечательности на всех уровнях. Плюс известность страны.

Вторая модель – уполномоченный орган. Как в Китае, Турции, Франции, Малайзии, Таиланде, Египте и других, ориентированных на туризм странах, где работают тысячи специалистов. С безразмерными полномочиями, огромными бюджетами (а это государственные деньги, и они отбиваются). И сильным аналитическим аппаратом, нацеленным на продвижение на международном рынке.

Третья модель – туристская администрация в рамках какого-то министерства. Как у нас. У “нашего” департамента есть свой бюджет, но он не может им распоряжаться. Чтобы подписать документ, руководителю департамента надо ходить по кругу начальников, чтобы согласовать все пункты. Это потерянные время, деньги и актуальность вопроса. Хотя по идее мы должны работать по горизонтали структур – юстиция, минсельхоз, правоохранительные органы, минэкономики, минфин, минтранс, минкульт со спортом, экология… А до ЭКСПО меньше года осталось. Универсиада на носу. И как мы можем заработать деньги для страны? Создание министерства по делам религий и гражданского общества – видимо, шаг вперед. Потому что есть угрозы религиозного экстремизма. А почему не создать в этих условиях министерство туризма? Уже лет десять говорят… Нет? Пусть будет вторая опция – комитет с агентством по продвижению, маркетингу, рекламе, разработке стандартов, подготовке специалистов. Тогда можно будет сделать что-то реальное. Пока же задачи амбициозные, а решения – мелкие…

Справка “КАРАВАНА”

По данным агентства Reuters, в 2017 году Казахстан ожидает наплыв туристов из России. Рост спроса за три летних месяца 2016 года составил 13 процентов. При этом гости из РФ замыкают первую двадцатку рейтинга по посещениям.

В то же время три четверти объектов массового посещения гражданами не соответствуют условиям безопасности и не позволяют обеспечить защиту от террористических угроз. Об этом неделю назад сказал заместитель генпрокурора респуб­лики Андрей КРАВЧЕНКО.

Кстати, создание одного рабочего места в туротрасли стоит в десять раз дешевле, чем в промышленности. А досыпать в ВВП страны способно столько же. Только для этого нужно создать необходимые условия.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи