Опубликовано: 866

Учиться и учить: как, чему, на что и где

Учиться и учить: как, чему, на что и где

На днях Министерство образования и науки держало экзамен перед премьером.

Немного себя высекли, не дожидаясь критики со стороны, озадачили статистикой и утешили глобальными намерениями.

В прошлом 2007 году на образование было отпущено 484,4 миллиарда тенге, или 3,6% к ВВП. Это в 7 раз больше, чем в 2000-м, если рассматривать финансирование в “тенговом” ракурсе.

Основная доля затрат, 55,1 процента, приходится на среднее образование, 4,3 процента – на дошкольное воспитание и обучение, 3 процента – на начальное профессиональное образование, 2,8 процента – на среднее профессиональное, 9,8 – на высшее.

А вот 25,1 процента, или более 121 миллиарда, – “на прочие мероприятия”. Что за “прочие мероприятия” и почему на них уходит четверть образовательного бюджета? На этом министр подробно останавливаться не стал. Сказал лишь о ряде программ, по которым планомерно проводится “определенная работа”…

МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ – МАЛЕНЬКИЕ ДЕНЬГИ

На подходе, по всей видимости, еще одна государственная программа – по охвату казахстанских детей дошкольным воспитанием и образованием. Сначала нужно долго не финансировать или едва финансировать эту сферу, довести дело до глобальной проблемы, а там и до национальной программы дело дойдет.

Вот, например, дошло до того, что “охват детей дошкольными организациями в республике составляет в среднем 32,8%, в сельской местности – 20,1%. В некоторых регионах и того хуже. В Алматинской области, например, всего 8,7% детей посещают детсады и ясли. Так что образовательные проблемы растут прямо “от горшка”, “неохваченные” ребятишки идут в школы неподготовленными. Лучшее время для получения начальной информации и навыков дети проводят дома, возле маминой юбки.

В этом году планируется строительство 23 дошкольных учреждений на 3,4 тысячи мест и восстановление 79 ранее закрытых или используемых не по профилю. В сумме – еще 8,4 тысячи мест. Между тем уже сегодня в очереди 185 тысяч детей.

ОСТОРОЖНО: ШКОЛА

Несколько цифр из доклада министра, касающихся среднего общего образования. Объем финансирования – 266,9 миллиарда тенге. Цифра в сравнении с прошлогодней солидно выросла – на 71 миллиард. В стране сегодня 7721 школа. 94 процента из них нуждаются в капремонте, а более 200 школ вовсе в аварийном состоянии. В 108 школах обучение идет в три смены, в 60 процентах – давно привычная “двухсменка”.

Но особая забота министерства, по словам Жансеита Туймебаева, – в организации качественного образования. Внедряются в учебный процесс информационные технологии, проводятся интерактивные уроки, классы компьютеризируются, телефонизируются, интернетизируются. 93,5% сельских школ, по словам министра, подключены к Интернету.

Если кто из сельчан этим данным поразился, так они, наверное, из оставшихся шести с половиной неохваченных процентов.

Бурно аплодировали по поводу переноса внедрения 12-летнего образования на 2009 год – видимо, с надеждой на то, что все это вообще отложится на неопределенный срок.

ЗА ВСЕ ОТВЕТЯТ АКАДЕМИКИ

Куда скромнее министр ответил на вопрос по поводу скандала вокруг учебника для 11-го класса “Человек и общество”, выпущенного издательством “Мектеп”. На цитаты книжку разобрали уже и в парламенте, и в прессе: “Восточные общества тяжело больны. Болезнь является следствием духовной пустоты…”.

Как же такое допустили? Недоглядели, ответил министр. Понадеялись на авторитетных ученых. Авторы и впрямь авторитетнейшие – доктора наук, профессора, академик. Но ведь кто-то проводит экспертизу учебников перед их изданием? Эти функции выполняет, как выяснилось, научно-практический центр “Учебник”. И многие учебники признает негодными для обучения, извещая об этом Минобразования. Но у издательств – свои права и на выбор авторов, и на участие в тендерах.

Министерство же оставило себе рекомендательную функцию – какой учебник предпочтительнее использовать в процессе обучения. И их список почему-то не совпадает с тем, который представляют эксперты.

На 10 будущих начальников – 2 будущих рабочих

Как ни оптимизирует Минобразования количество высших учебных заведений (их число в прошлом году сокращено со 176 до 140), в стране явный “перебор” с вузовским образованием. И как следствие – проблема с дальнейшим трудоустройством и работой по специальности. Зато остро не хватает кадров массовых профессий, специалистов со средним техническим и профессиональным образованием. Соотношение 10 к 2.

Между тем в стране недостает 100 тысяч работников технического и обслуживающего труда.

Во многих регионах молодежи негде учиться, получить специальность, работать, а профессиональные школы отсутствуют. Их нет в 27 районах страны.

И опять прозвучали оптимистичные цифры: на 2008–2010 годы запланировано строительство 45 учебных заведений, где смогут получить профессию около 20 тысяч казахстанцев. На все про все выделяется 27,8 миллиарда тенге.

В общем, были в отчете и перспективы развития сферы образования и науки, стратегии решения системных, глобальных проблем.

А вот о таких “мелочах”, как срыв строительства школ в южных регионах, неэффективное использование бюджетных средств, неравномерное распределение их по областям, говорилось вскользь, без указания виновных.

В целом же прошедший смотр вселяет чувство осторожного оптимизма. Потому как новое руководство отрасли делает все для решения назревших острых проблем. Дай бог, чтобы эти усилия увенчались успехом.

Наталия БУРАВЦЕВА, Астана

Загрузка...

[X]