Опубликовано: 580

Учиться и трудиться под контролем партии

Учиться и трудиться под контролем партии Фото - Тахир САСЫКОВ

На образование и трудоустройство молодежи страна тратит миллиарды тенге ежегодно. При этом почти половина молодых людей Казахстана получают менее 80 тысяч тенге, и каждый второй сталкивается с проблемами при поиске работы. Депутаты и эксперты уверены: причина сложившейся ситуации – в разобщенности госорганов и отсутствии должного контроля за их деятельностью.

Этот год – последний в первом этапе принятой в 2011 году программы развития образования. Предполагалось, что в результате реформ дети станут умнее, педагоги – богаче, а страна получит молодежь новой формации. Получилось или нет, чиновники отчитаются через год. Но, как подчеркивает депутат мажилиса парламента РК Джамиля НУРМАНБЕТОВА, уже сейчас понятно, что некоторые цели достигнуты не будут.

– За год до завершения государственной программы модернизации образования можно констатировать, что обновлено содержание учебников в соответствии с образовательными стандартами Назарбаев Интеллектуальных школ, но вместе с тем еще не завершен переход к 12-летнему образованию. Обозначение предшкольного класса “нулевым” и переформирование остальных классов не есть переход к 12-летнему образованию, – отмечает она.

То же самое с дошкольным образованием. Предполагалось, что 100 процентов детей 3–6 лет будут охвачены качественным дошкольным обучением. И ключевое слово тут – “качественным”.

Но о каком качестве можно вести речь, если, по данным народного избранника, всего треть воспитателей имеет профильную специальность? Да и в целом подготовка педагогов вызывает вполне логичные вопросы.

– Предпринятые в последние годы меры по повышению квалификации и заработной платы учителей все же не дали ожидаемого результата. Почему вузы до сих пор не готовят студентов для работы по обновленным образовательным программам? Нужна также система повышения квалификации и обеспечения карьерного роста учителей. Да, введены квалификационные тесты, ведется аттестация педагогов. Но над этим еще надо работать, – говорит Джамиля Нурманбетова.

В преддверии XVIII съезда партии “Нур Отан” учителя, депутаты и функционеры от образования собрались вместе, чтобы обсудить накопившиеся проблемы и сообща понять, как же их решить. И если депутаты критикуют то, как реализуется программа образования, то чиновники профильного ведомства уверяют, что многие проблемы решаются, а качество образования постоянно растет.

Достаточно радужные отчеты представляют и чиновники министерства труда и соцзащиты: молодежь после колледжей и вузов находит работу и с оптимизмом смотрит в будущее. В то же время, как отметил мажилисмен Бахтияр МАКЕН, более четверти молодых людей зарабатывают менее 60 тысяч тенге в месяц, а 42 процента – менее 80 тысяч тенге. При этом более 40 процентов сталкиваются с безработицей.

– Назрела необходимость пересмотра таких программ по борьбе с безработицей, как “Жасыл Ел”, “Молодежная практика”, и другие. Например, я предлагаю включить в программу “Молодежная практика” выпускников ТиПо и даже школ, – говорит он. Вузеры: почему обладатели грантов не могут найти работу в Казахстане

В этом году на реализацию всех мер поддержки молодежи выделено более 120 миллиардов тенге.

Часть денег – разовые вливания, часть – долгосрочные проекты, но в любом случае очень важно, чтобы все они были потрачены с пользой. И в этом, как отмечает заместитель директора Института стратегических инициатив партии “Нур Отан” Юлия КУЧИНСКАЯ, одна из задач партии.

– Задача нового кабинета министров и партии “Нур Отан” – выстроить системную работу. Потому что, если проанализировать работу правительства, можно заметить, что каждое ведомство копается исключительно в своем “огороде” и совершенно не взаимодействует с другими. Отдельно работает минобр, отдельно – министерство труда и соцзащиты, – объясняет она.

И, уверена эксперт, в этом году партийный контроль будет как никогда ранее строгим: на кону честь партии – именно нуротановцы в правительстве, нуротановцев большинство в парламенте. А и тех и других глава государства назвал ответственными за благополучие граждан.

И для начала необходимо навести порядок именно в образовании. Как? Во-первых, повышая качество подготовки педагогов, во-вторых, обеспечивая всем равный доступ к знаниям.

– На сегодня самая большая проблема в образовании в том, что оно очень разное во всех регионах, и качество у него очень разное. Мы не можем говорить о конкурентоспособной нации, если у нас в сельской местности один уровень подготовки ребят, в городах – другой, а в столице – третий.

Сегодня мы должны максимально использовать цифровые технологии – веяния современности, которые на самом деле позволяют эти проблемы решить.

Есть масса примеров в мировой практике, когда в таких же условиях нехватки кадров и больших расстояний только за счет развития цифровых технологий, за счет правильного развития онлайн-обучения, дистанционного удается выравнять шансы людей и создать условия для тех, кто хочет получить хорошее образование, – уверена Юлия Кучинская.

В то же время секретарь “Нур Отана” по вопросам идеологии Фархад КУАНГАНОВ предлагает партийцам задуматься еще и над тем, какие дополнительные знания нужны детям и молодежи. Почему законопроект “О статусе педагога” недоступен самим педагогам

– Заточенность образования на развитии рационального интеллекта зачастую приводит к тому, что успешные выпускники школ остаются ни с чем. Потому что рациональный интеллект развивается в ущерб эмоциональному: умению выстраивать связи, дружить, не пасовать перед трудностями, преодолевать проблемы. В итоге это приводит к депрессиям, суицидам и так далее, – говорит он.

Ждут ли отрасль новые реформы и куда они будут направлены, пока неизвестно. Новый министр образования только вступила в должность и пока не дает никаких комментариев.

АСТАНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи