Ученый составил карту месторождений в Казахстане, где еще можно найти нефть

Ученый составил карту месторождений в Казахстане, где еще можно найти нефть Фото - Марина ХЕГАЙ

Открытие новых нефтяных месторождений прогнозирует доктор геолого-минералогических наук Борис ЗЕЙЛИК. Его уникальная методика нова не только для Казахстана, но и для мира.

Ловушки для черного золота

Многие с замиранием сердца наблюдают за ежедневными биржевыми котировками на черное золото. В последнее время их сильно штормило, но сегодня цена на нефть пошла вверх. И хотя в мире поговаривают, что золотой век добывающих стран уже прошел, но нефть и продукты из нее по-прежнему остаются главной статьей отечественного экспорта, то есть ключевым источником доходов для пополнения бюджета.

Главный научный сотрудник Института геологических наук имени К. И. Сатпаева, доктор геолого-минералогических наук Борис ЗЕЙЛИК знает, где искать еще не открытые нефтегазовые месторождения. Сначала ученый занимался подробным изучением кольцевых структур на поверхности Земли – следов от некогда столкнувшихся с Землей космических тел: комет, астероидов, метеоритов. Аналогичные кольцевые структуры существуют на Луне, Марсе, Меркурии и других планетах Солнечной системы. На территории Казахстана их было обнаружено большое количество. Борис Зейлик много лет активно поднимает вопрос охраны планеты в связи с опасностью бомбардировок из космоса. Недавний пример – Челябинский метеорит, который взорвался 15 февраля 2013 года. Тогда было повреждено около 7 000 зданий, выбитыми стеклами порезало 2 000 человек, 52 из них попали в больницы. Нанесенный ущерб оценили в один миллиард рублей.

Борис Зейлик предположил и доказал, что к упомянутым кольцевым структурам приурочены такие полезные ископаемые, как нефть и газ, и многие другие месторождения, в том числе рудные и нерудные. Эти “космические приветы” можно считать подарками. Они, по убеждению ученого, образуют структуры, являющиеся своеобразными “ловушками”, как для черного золота, так и для многих других месторождений полезных ископаемых (медь, золото, редкие металлы, алмазы и т. д.). Его методика запатентована в Москве и в Алматы.

– Представьте, что капля падает в воду, и волны расходятся кругами. Подобным образом при падении метеоритов и астероидов в земной коре появляются концентрические зоны растяжения и сжатия, – поясняет Борис Семенович. – По чередующимся концентрическим зонам разуплотнения и сжатия горных пород можно определить перспективные площади для поиска месторождений углеводородов. Так вот, месторождения нефти “сидят” в зонах растяжения, так как должно быть какое-то пространство в виде трещин и пор, которые появляются в горных породах, в известняках, песчаниках при космическом ударе. В этих зонах трещиноватости скапливается нефть и газ, и соответственно они “сидят” в зонах растяжения.

Запад Казахстана по-прежнему перспективен

Борис Зейлик демонстрирует нефтяную карту Казахстана, составленную собственноручно, – на ней огромное количество кольцевых структур, и для него совершенно ясно, где в Казахстане еще можно найти нефть.

– В зонах растяжений – нефть, в зонах сжатия – ее нет, или почти нет. Когда растяжение накладывается на растяжение, возникают площади двойного и тройного растяжения – это очень высокоперспективные площади. Есть перспективные, среднеперспективные и малоперспективные площади. В бесперспективных площадях месторождений нет, или иногда могут быть обнаружены, но только очень мелкие.

В качестве примера он приводит Тенгиз и Кашаган – гигантские нефтяные месторождения, которые расположены на площади тройного растяжения. Запад Казахстана, где были открыты все крупные месторождения нефти и газа, по-прежнему остается наиболее перспективным в плане их обнаружения: Мангистау, Прикаспий, полуостров Бузачи – там можно найти новые залежи углеводородов. В районе Южного Тургая, в контуре Байконурской кольцевой структуры, также выделяются перспективные площади. Согласно выводам ученого, не более 20–25 процентов территории Западного Казахстана перспективны для открытия новых месторождений нефти и газа.

Академик Надир НАДИРОВ пишет о научно-теоретических исследованиях Бориса Зейлика: “Практика последних двух-трех лет наглядно показала верность этой методики. Когда начали разведочное бурение на площадях Аташ, Тюб-Караган и Курмангазы, Борис Семенович утверждал, что они будут пустыми, так и получилось. Историческая сверка также показала, что все ранее открытые 200 месторождений за 110 лет нефтяной промышленности Казахстана также сосредоточены в основном в концентрических зонах растяжения кольцевых структур”.