Опубликовано: 1603

Ученье – свет, учебников – тьма

Ученье – свет, учебников – тьма

На правительственный час в Мажилис был вызван министр образования и науки Аслан САРИНЖИПОВ. Депутаты пытались выяснить ситуацию со школьными учебниками.

Почему бесплатных учебников в школах не хватает, а на рынке, за деньги, – в избытке? Почему нет ясности: по какому учебнику детям учиться? Почему качество учебников такое низкое? Чем обусловлено их постоянное переиздание?

Что касается неудовлетворительного качества учебников, по мнению министра Саринжипова, следует установить четкие критерии в процедуре выбора авторских коллективов. Правда, о том, как это сделать, он не сказал. А чтобы закрыть тему дефицита, предложил четырехуровневую систему ответственности за обеспечение учебной литературой. Эти уровни – Министерство образования, исполнительная власть, издательства и поставщики. Собственно, ничего нового, это уже известная практика. Общую картину обозначила председатель Комитета по социально-культурному развитию Гульнар ИКСАНОВА:

– Министерство образования говорит, что лишь готовит и утверждает перечень учебников, переложив ответственность на акиматы. Акиматы сетуют, что их подвели поставщики услуг и работ. Налицо целая череда системных ошибок.

Переиздание учебников, по словам министра, связано с обновлением материала в соответствии с развитием науки, политическими, социальными и экономическими изменениями, новыми педагогическими технологиями. Кстати, чистая прибыль издательств от производства школьных учебников – около 50 миллионов долларов. Депутаты считают: этот рынок давно поделен между несколькими игроками.

Основной причиной нехватки учебников названо отсутствие прогнозной потребности. Планы по закупкам, по мнению депутатов, составляются “от фонаря”. Нет прогнозных данных по росту числа учащихся на следующий год. Неизвестно, сколько денег закладывается в бюджет на издание и тиражирование учебников.

– У Министерства образования и науки нет таких данных, – заметила вице-спикер Дарига НАЗАРБАЕВА. – Получается, это стихийное поле для всяких чудес. Думаю, что в этом вопросе существует сговор акиматов с издательствами о том, чтобы учебники выбрасывали в розничную торговлю, на базары – а народ у нас добрый, пойдет и купит.

Подняли парламентарии и вопрос множества учебников по одному предмету.

– Я встречался с родителями, они показали восемь учебников для седьмого класса по математике, – заметил депутат Куаныш СУЛТАНОВ.

У Аслана Саринжипова другое мнение: мол, из-за конкуренции между издательствами качество повышается. Ему возразила Дарига Назарбаева: наличие “альтернативных” учебников только вносит путаницу:

– Качество многих учебников хромает на обе ноги. Учителя не знают, по каким книгам учить. Значит, надо снова вернуться к советской системе, когда был по каждому предмету один учебник, и не надо никому голову морочить.

 Астана 

[X]