Опубликовано: 1200

Труба зовет. Что изменилось после нового закона "О платежных системах"

Труба зовет. Что изменилось после нового закона "О платежных системах" Фото - Тахир САСЫКОВ

То, чего все так ждали, свершилось. Президент подписал Закон “О платежах и платежных системах”. Благодаря этому закону официальное разрешение на охоту за деньгами граждан получили все более или менее крупные компании. Раньше такое право было лишь у банков и “Казпочты”.

Новый документ пришел на смену прежнему – “О платежах и переводах денег”. Что изменилось в законе? Главное, появилась нормативная терминология, которая будет обслуживать платежную систему. Без глоссария происходят разброд, шатание и непонятные телодвижения, часто похожие на обман и мошенничество.

Прежний закон регламентирует процедуры платежей и перевода денег только между двумя лицами – банком и его клиентом. Других как бы и не было. Теперь право создавать свои платежные системы появляется практически у любой крупной компании, которая оказывает хотя бы пару банковских услуг.

Вводятся три категории важности платежных систем: системно значимая, значимая и иная. Работу двух первых категорий, даже если они иностранные, будет контролировать и регулировать Национальный банк. Иные системы – проще говоря, мелкие – контролировать будут не так жестко.

“Кофелек, кофелек. Какой кофелек?”

Самую большую заинтересованность уже проявили операторы сотовой связи. Оно и понятно. По данным комитета по связи и информатизации, в марте 2016 года в Казахстане было 31,2 миллиона абонентов сотовой связи. При населении меньше 18 миллионов человек показатель проникновения составил 176 процентов. То есть телефон есть почти у каждого жителя страны, а у каждого взрослого работающего даже два. Четыре национальные сети связи покрывают практически всю территорию страны. На услуги мобильной связи в январе – апреле мы все потратили 68 миллиардов тенге. Так что самый большой задел для выхода на финансовый рынок именно у связистов.

В ожидании введения закона один из операторов уже запустил сервис, с помощью которого можно оплачивать услуги и товары с использованием денег на счете телефона. С этого же счета можно пополнять баланс мобильного и городского телефона местных и зарубежных операторов, покупать товары в Интернете, зачислять деньги на букмекерские и игровые счета, оплачивать коммунальные услуги, Интернет, телевидение и образование. В общем, совершать с деньгами почти все, что можно.

Другой оператор заявил о желании выпускать собственные платежные и кредитные карты, которые будут “привязаны” к номеру телефона. Деталь: по нашему законодательству, карточки сам оператор пока выпускать не может. Но это может делать банк-партнер.

Так что предсказания футурологов, что мобильник в кармане заменит всё, похоже, сбываются. В Алматы уже можно с телефона оплатить проезд в автобусе. Аппарат в кармане уже становится кошельком, таким же важным, как и простой кошелек. Остается только ждать, что еще сунут в наши мобильники.

В туалете сети нет

В ожидании вступления в силу этого закона Нацбанк уже ограничил банкам список всех возможных комиссий. Еще введен запрет на изменение в одностороннем порядке условий договора и тарифов в сторону увеличения по платежам. Зачем?

Как заявлял сам глава Нацбанка Данияр АКИШЕВ, когда презентовал документ в парламенте, все это должно обеспечить прозрачность тарифов банков. Обо всех тарифах банки должны сообщать заранее. Теперь у финансовых услуг появляется посредник – платежный агент. Например, тот же оператор связи. Который тоже может взимать плату за свои услуги. В итоге наши затраты могут увеличиться. Тем более психологически мы больше доверяем телефонным компаниям, чем банкам, и закидываем деньги по первому требованию. А это уже возможность для мошенничества или завышения цен.

Нацбанк ужесточает условия для банков и по оперативности работы. Сроки исполнения платежей сокращены с трех дней до двух. А через год – 1 июня 2017 года – все платежи должны будут проходить день в день.

Но Нацбанк почему-то не ужесточает чисто технические требования. Компьютеры, платежные терминалы и станции мобильной связи работают на электричестве. Условия их работы прописаны в требованиях минэнерго. Но эти требования не совсем подходят для работы финансовых систем. Скачки напряжения – обычное для нас явление. Мобильные сети падают ежегодно. И таким сетям вы будете доверять собственные деньги? Придется. Хотя и опасно.

Сила сигнала – тоже важный параметр. В моем старом кирпичном доме сигнал не ловит одного оператора. Поэтому я не его поклонник. Надежнее всего сигнал не ловится в ванной комнате. Сколько таких домов с замечательной непроницаемостью для радиосигнала в Алматы? В Астане? А по всей стране? Качество связи тоже может сказаться на толщине кошелька…

Самое удивительное, что ни банки, ни операторы мобильной связи особо не были заинтересованы давать комментарии по данной теме. Наработанные контакты как-то дали сбой, и в редакцию приходил или сухой официальный ответ, или просили подождать три дня. Это отведенный законом срок.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи