Опубликовано: 1900

Тонкости протокола

Тонкости протокола

Ну кто у нас не любит быстрой езды? Каждый водитель хоть раз, но был остановлен сотрудником дорожной полиции за превышение скорости.

Вот и я не оказалась исключением. Только вот не думала, что общение с инспектором дорожной полиции может быть столь познавательным. Как выяснилось, всех нарушителей он остановить не может, а к ответственности зачастую привлекаются далеко не самые злостные нарушители.

Долгое время на улицах Алматы практически не было инспекторов УДП, прячущихся в кустах с радарами. Сейчас за соблюдением скоростного режима следят фоторадары, установленные на всех крупных улицах. Да, собственно, и скорость превысить в южной столице достаточно проблематично, поскольку большую часть пути от дома до работы стоишь в пробках. Но, вылетев из пробки, “попасть” на превышении скорости может любой – застоявшиеся “лошадиные силы” просто требуют нажать на газ!

И все чаще стали встречаться патрульные машины УДП, контролирующие скоростной режим.

Нас не догонят?

Один такой патруль и остановил меня на проспекте Суюнбая. Проехав фоторадары на скорости 50 километров в час, я немного прибавила скорость, чтобы обогнать старенький “Запорожец”. В этот момент меня обогнала шикарная BMW с очень запоминающейся комбинацией цифр 666, следом за ней, “пофарив”, пролетела тонированная Toyota Camry. А за поворотом, где стоял знак ограничения 70 километров, стояла патрульная машина. Меня остановил инспектор.

– Доброе утро! Нарушаем, скорость превышаем. У нас сразу за фотофиксатором стоит скрытый радар, а вы после фоторадара стали скорость прибавлять. Хотя там ограничение, – пояснил причину остановки инспектор.

– Конечно, раз нарушила – оформляйте протокол, – согласилась я. Даже не знаю, что в таких случаях говорить сотрудникам дорожной полиции, поскольку остановили меня всего второй раз в жизни.

Инспектор пригласил меня в патрульную машину, где сидел старший лейтенант. И тут проснулось мое профессиональное любопытство – по работе общаюсь с сотрудниками дорожной полиции намного чаще, чем на дорогах.

– Скажите, а почему вы не остановили BMW с тремя шестерками и Toyota Camry, у них скорость была намного больше, чем у меня? – вырвался у меня вопрос.

– Как бы я его остановил, если у него скорость огромная? Пока я на радаре его увидел, он уже проскочил. А потом, не может же мой инспектор на дорогу выскакивать, собой рисковать и создавать аварийную ситуацию! – невозмутимо ответил старший лейтенант.

– А то, что он несется по городу с огромной скоростью, не создает аварийных ситуаций?! – ответ инспектора поверг в недоумение.

– Ну мы же не можем всех нарушителей остановить, это просто нереально, – добавил старший лейтенант.

Получается, что, чем грубее нарушаешь правила дорожного движения, тем менее ты наказуем? Вот пролетела бы тоже на огромной скорости, и не остановили бы меня…

Нарушители – в очередь!

Пока я размышляла над таким поворотом дел и пыталась понять систему, по которой останавливают нарушителей, старший лейтенант начал заполнять квитанцию о взыскании штрафа на месте совершения административного правонарушения, хотя я просила составить протокол. Заполнив часть квитанции, он протянул мне документы.

– А мне вы не дадите никакого документа? Почему мою часть квитанции не заполнили? – удивилась я. – На основании чего и как я буду оплачивать потом штраф?

– Но вы же видите, сколько уже человек стоит и ждет. У меня очередь! – заметил инспектор.

Тут уж я возмутилась: я ж не просила меня останавливать! И очередь ожидающих нарушителей – не моя проблема!

Под таким напором инспектор заполнил мою часть квитанции, причем с нарушением: не указал, за какое именно правонарушение взыскал с меня штраф и саму сумму штрафа. На том мы и расстались.

Признаюсь: это второй раз, когда меня остановили за превышение скорости. Первый раз это случилось в Алматинской области, в районе поселка Панфиловский. Здесь я ехала со скоростью около 70 километров в час. Остановивший меня инспектор областного управления дорожной полиции потирал руки, глядя на радар.

– Радар показывает 71-й километр, превышаем, – заявил он.

Я не стала спорить и попросила оформить протокол, чем повергла его в небольшое замешательство. Еще минуты три он мялся, задавал всякие вопросы – где живу, куда еду, но, поняв, что на месте “разводить” я не собираюсь, отпустил, вынеся устное предупреждение. Видимо, не хотелось связываться инспектору с составлением протокола, ведь это занимает минут 10–15. За это время может проехать не один более сговорчивый нарушитель...

Мы приказали: быть вежливыми!

– Безусловно, большее внимание сотрудники управления дорожной полиции должны уделять грубым нарушениям правил дорожного движения. И мы требуем, чтобы при мелких правонарушениях наши сотрудники ограничивались устным предупреждением, – прокомментировал ситуацию начальник управления дорожной полиции Алматы Арман Сарбасов. – И теперь на разводах я буду доводить до сведения личного состава, что необходимо наказывать злостных нарушителей, которые грубо нарушают правила дорожного движения и дают нам аварийность. Но надо отметить, что сейчас в Алматы больше фиксируют нарушение скоростного режима фоторадары, и водители уже знают, где они находятся. Поэтому скорость превышают в основном те, кто заезжает в южную столицу “в гости”.

Что же касается “скрытых” радаров, то, по словам начальника УДП, как такового скрытого наблюдения дорожная полиция не ведет.

– У нас сейчас радары стоят внутри машины, там же находится компьютерная система, она фиксирует факт нарушения, делает фотографию, фиксирует установленную скорость, вплоть до того, что делает аудиозапись сотрудника УДП и водителя. Так что все наши инспектора подконтрольны, – ответил Арман Сарбасов.

Но какой бы честной ни была техника, всегда и во всем присутствует человеческий фактор. И далеко не каждый водитель будет вступать в конфликт или спор с инспектором.

– Если вам все же попался нечестный сотрудник, то вы можете позвонить по телефону доверия. К таким сотрудникам у нас будут жесткие меры, вплоть до увольнения, – заверил Арман Сарбасов. – У нас есть приказы, регламентирующие деятельность дорожной полиции, где четко написано: отношение к водителю должно быть культурное и вежливое. Но инспектор инспектору рознь. Бывает, и безграмотные среди нас попадаются, но от таких мы стараемся всегда избавиться.

Справка:

По состоянию на 1 апреля в Алматы состоит на учете 514 437 единиц транспортных средств. С начала года было оформлено 4032 дорожно-транспортных происшествия, из них 551 ДТП, в котором пострадали люди. Погибло

47 человек, ранено 604.

За три месяца 2008 года сотрудниками управления дорожной полиции Алматы выявлено 2694 факта управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, 2108 водителей лишены водительских удостоверений. За этот же период зафиксировано 18 453 факта незаконной тонировки. Оштрафовано 14 538 водителей, запрещена эксплуатация 762 транспортных средств, около четырех тысяч автовладельцев были вынуждены снять тонировку на месте.

Мнение юриста Михаила Кленчина:

– Порядок наложения штрафов регламентирован Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан. В случае совершения правонарушения сотрудник дорожной полиции обязан составить протокол, где указываются дата и место его составления, а также фамилия и инициалы лица, составившего протокол. Помимо этого в протоколе обязательно должны быть указаны данные лица, в отношении которых составлен протокол, а также данные свидетелей, в случае если таковые имеются.

Однако КоАП предусматривает случаи, когда протокол не составляется. Например, при совершении административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа, если он не превышает 5 минимальных расчетных показателей (1 МРП – 1168 тенге) и в случае, если человек признал факт совершения правонарушения. В этом случае нарушителю выдается квитанция установленного образца, являющаяся документом строгой финансовой отчетности. Лицо, совершившее административное правонарушение, подтверждает свое согласие с наложенным взысканием (штрафом) посредством подписи на втором экземпляре данного платежного документа.

Необходимо отметить, что если человек оспаривает взыскание, то в таком случае должен быть составлен протокол об административном правонарушении вне зависимости от того, к ответственности за какое правонарушение он привлекается. И поэтому, если сотрудник дорожной полиции предлагает вам подписать квитанцию, а не протокол, знайте, что вы вправе не согласиться и требовать составления протокола.

На заметку

Далеко не все водители знают, что согласно статье 462 Кодекса об административных правонарушениях допускается превышение скорости на 10 километров от установленного ограничения. Инспектор, конечно, имеет право остановить, но ограничиться предупреждением.

А вот превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения транспортного средства на величину от 10 до 20 километров в час влечет предупреждение или штраф в размере от 1 до 2 месячных расчетных показателей.

Превышение установленной скорости движения транспортного средства от 20 до 40 километров в час карается штрафом в размере от 2 до 5 МРП или лишением права на управление транспортными средствами от четырех до шести месяцев.

Превышение установленной скорости на величину более 40 километров в час влечет штраф в размере от 5 до 10 МРП или лишение права на управление транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

Анна ПАВЛОВА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи