Опубликовано: 1798

Тени исчезают в…

Тени исчезают в…

Много шума вызвали премьеры “Карагоз” и “Белый пароход”, прошедшие в двух театрах Петропавловска в рамках открытия очередного сезона.

Спектакль “Карагоз” по одноименной пьесе Мухтара Ауэзова представил в Театре драмы им. Николая Погодина столичный режиссер, заслуженный деятель культуры Казахстана Юрий Ханинга-Бекназаров. Постановка вызвала неоднозначную реакцию и даже шокировала петропавловских театралов. Впрочем, своими работами Ханинга-Бекназаров всегда удивляет зрителей, никогда не следуя общепринятым канонам. В своем спектакле он не пытался передать соль отечественной классики и не “косил” под казахский театр, а играл любовь – трагическую и где-то даже пафосную.

Многих зрителей удивили универсальность спектакля и свободная подача без какого-либо строгого соответствия этническим мотивам. Объяснился режиссер просто: “Мы занимаемся творчеством, значит, должны быть внутри всеобщей культуры, у нас ведь многонациональная страна”. Весьма необычно были представлены и главные герои: славянка Карагоз (Татьяна Терлецкая) с темно- рыжими локонами; ее запретный возлюбленный Сырым (Евгений Патешкин) играет на гитаре кюи и расхаживает по сцене в джинсах, футболке и модной куртке с вышивкой; байский сын, за которого предстоит выйти замуж бедной девушке, – Нарша (Ринат Исмаилов) облачен в пиджак. Впечатлил образ Маржан (Ирина Полещук, по пьесе она – бабушка Карагоз). Ее не гримировали под старуху. Мудрая Маржан неувядаема…

Хотя действие разворачивается на казахской земле – это видно по декорациям, но границы времени стерты. Спектакль метафоричен. Это некий космос любви, ненависти, печали, одиночества и даже сумасшествия…

А в кукольном театре молодой и креативный режиссер Булат Абдрахманов решил поиграть с тенями. Он взялся инсценировать повесть Чингиза Айтматова “Белый пароход”. И было ясно сразу, что сие творение будет претендовать на фестивальное будущее. У Булата что ни спектакль, то аншлаг. Его постановка – притча Dоwn-Way российского драматурга Олега Богаева – весь прошлый сезон собирала полные залы, а последний успех ожидал “Дорогу вниз” на IV Международном театральном форуме стран Центральной Азии, который недавно прошел в Алматы и принес спектаклю главный приз в номинации “Лучшая мужская роль второго плана” (обладателем трофея стал Нартай Сарсебаев).

“Белый пароход” – тоже притча, она дает задуматься над той колоссальной ответственностью, которая ложится на каждого родителя с появлением ребенка. А какими средствами “орудует” режиссер, используя несколько видов разных кукол, в том числе и тени! Великолепны декорации, эскизы к ним готовила молодой художник из Санкт-Петербурга Кира Петрова, отличное музыкальное оформление и некая условность действий. Так как по-другому Айтматова передать на театральных подмостках невозможно.

Спектакль вызвал восторг и белую зависть у коллег Абдрахманова.

Елена СОБОЛЕВА, Петропавловск

Загрузка...

X Закрыть