Опубликовано: 2388

Театр уехал. Впечатления остались

Театр уехал. Впечатления остались

Гастроли астанинского Государственного русского драматического театра имени М. Горького в Алматы завершились французской комедией положений и спектаклем по Чехову “Иванов”. Театр уехал, а впечатления остались. И впечатления неоднозначные.

Затянувшаяся комедия

Спектакль: “Авантюра на авеню Анри-Мартен, 18”.

Клод Манье – знаменитый французский драматург прошлого века. Его комедии не только с успехом ставятся на сцене, но и удачно экранизируются. Например, есть сразу два киноварианта “Оскара” – с Луи де Фюнесом и Сильвестром Сталлоне в главных ролях. Неравнодушны к произведениям Манье и отечественные театры. Его “Блэз”, к примеру, идет и в алматинском театре имени М. Ю. Лермонтова (под названием “Ищите женщину”) и, как оказалось, в астанинском имени М. Горького.

Никаких режиссерских откровений и открытий спектакль, поставленный Сергеем Матвеевым, который сам же сыграл главную роль, не несет. После “Мастера и Маргариты”, может быть, оно и к лучшему. На сцене – классическая французская комедия положений, где одни выдают себя за других, а третьи, включая зрителей, пытаются во всем этом разобраться.

По сюжету бедный, но предприимчивый художник Блэз по настоянию своей любовницы Женевьевы намерен жениться на дочери богатого предпринимателя. Для решающего обеда, главной целью которого является пустить пыль в глаза будущим родственникам, Блэз снимает шикарную квартиру и нанимает прислугу. Прислугой оказывается простушка из провинции Мари – у нее что на уме, то и на языке. И с этим, разумеется, будет связано множество забавных и не очень ситуаций.

Режиссер и исполнитель главной в роли в одном лице – затея всегда рискованная. В случае с Матвеевым актер не пострадал – роль Блэза замечательная. Пострадала режиссура. Пока на сцене взаимодействует дуэт Матвеев – Светлана Фортуна (Мари), всё очень даже неплохо. Но как только появляется кто-то третий (четвертый, пятый – далее по списку), приятная картина спектакля непостижимым образом растворяется в воздухе. Падает и темп – постоянно хочется нажать на невидимую кнопку перемотки и заставить персонажей говорить и двигаться по сцене быстрее. Да и многие моменты можно было беспощадно “вырезать” – спектакль бы от этого несильно пострадал, скорее, выиграл. Трехчасовая комедия с двумя антрактами, один из которых “оперный”, сидячий, способна утомить кого угодно. Какой бы смешной она ни была.

Он любил ее как мать!

Спектакль: “Иванов”.

Закрытие гастролей ознаменовалось долгими речами, заочным вручением благодарственных грамот актёрам, которые в этот момент готовились за занавесом к спектаклю, и собственно постановкой чеховского “Иванова”. Началось всё неплохо. Трио в фойе – аккордеон, гитара и виолончель – впоследствии перенесшееся на сцену, создало изумительное настроение и атмосферу. Первая сцена: наполненный задумчивостью Сергей Матвеев, игравший собственно Иванова, успевший полюбиться зрителям Иван Анопченко (Боркин), обаятельный и чрезвычайно уместный в роли старика Шабельского Николай Макаров... Но всё очарование мгновенно улетучилось, когда на площадку выпорхнула Анна Петровна – персонаж, которого зритель всегда ждёт особо. Наталья Матвеева, при всём уважении, уже не имеет права на эту роль. Во время трогательной сцены между влюблённым уездным врачом Львовым (Роман Чехонадский) и Анной Петровной одна из зрительниц задумчиво произнесла: “М-да… Вероятно он её любит… как мать!”. Комментарии излишни.

Зато порадовала Саша в исполнении Светланы Фортуны. Сцена дня рождения выстроена так, что Шурочка в буквальном смысле расшевеливает, поднимает оплывших гостей с мест, взрывает атмосферу “болота” со всеми его сплетнями и пересудами, а сама падает на пол в изнеможении и заливается истерическим смехом сквозь слёзы. Это было действительно здорово – настолько, что помогло сохранить в себе ощущение столичного театра, как чего-то серьёзного и стоящего.

Дмитрий МОСТОВОЙ, Акмарал ХАСЕНОВА. Фото Ивана БЕСЕДИНА и Андрея ТЕРЕХОВА

[X]