Опубликовано: 360

Тариф запрягли и погнали

Тариф запрягли и погнали Фото - Виктор ВОЛОГОДСКИЙ

90 тенге будет стоить с февраля проезд на автобусе в областном центре Восточного Казахстана. В городском акимате непопулярную меру объясняют убытками, которые терпят предприятия-перевозчики.

Разговоры о подорожании проезда на автобусе начались сразу, как пошла свистопляска с ценами на дизтопливо. Осенью рабочая группа из представителей местной власти и частных автопарков насчитала цену на автобусный билетик на уровне 176,5 тенге. От такой дороговизны ошалели, похоже, сами транспортники: в своей заявке они указали тариф 100 тенге, а позже спокойно согласились и на 90.

На днях в акимате “обрадовали” уже официально: в феврале стоимость проезда в общественном транспорте поднимется с 75 до 90 тенге.

– Льготы получат дошкольники, участники Великой Отечественной войны, их вдовы, узники концлагерей, жители блокадного Ленинграда, инвалиды первой группы, – пояснил заместитель акима Усть-Каменогорска Арман ИСКАКОВ. – Пенсионеры старше 70 лет будут ездить за 50 тенге.

Традиция такая

Новые цены на автобусах устькаменогорцы получают как по расписанию – каждые два года. Перед этим так же традиционно автопарки устраивают игру мускулами – то сократят число подвижного состава на линиях, то остановят работу в разгар дня, то и вовсе устроят полный транспортный коллапс. Этой осенью один из перевозчиков самовольно выключил из списка льготников-пенсионеров.

Справедливости ради стоит признать, что в действиях предприятий-частников нет ничего “такого”. Как говорится, ничего личного, исключительно бизнес. А у бизнеса один бог – прибыль, терзания гуманизмом ему по определению не интересны. Собственно, это и демонстрируют усть-каменогорские перевозчики. Они объединились в профильную ассоциацию, научились единым фронтом проводить кампанию по росту тарифа, давить на болевые для исполнительной власти точки вроде лишения пенсионеров льготного проезда или организации транспортного “блэкаута”. Результат налицо: в 2012 году тариф поднялся до 60 тенге, в 2014-м – до 75 тенге, сегодня – до 90.

Ясно, что оснований для пересмотра цены немало. Дорожают ГСМ, а их доля в цене на билет составляет 30–35 процентов. Растут траты на запчасти, амортизационные расходы, людям надо повышать зарплату… По мнению директора одного из основных автопарков Усть-Каменогорска ТОО “VoSca” Каната КАЛЕЛОВА, в государстве назрела необходимость признать солярку социальным топливом – на ней работают весь общественный транспорт, сельхозтехника, все фуры, которые перевозят продукты.

– В конечном счете дорогая солярка бьет по карману рядового населения, которому приходится за все платить, – отметил руководитель. – Топлива в стране валом, ажиотаж, который устроили вокруг ГСМ, искусственный.

С последним трудно не согласиться. Бизнес отлично научился действовать в своих интересах: свой кусочек масла на ломтике хлеба никогда не упустят производители ГСМ, поставщики, автозаправки, автопарки… Они спаяны в мощную цепь партнерства, в которой только одно слабое звено – конечный рядовой потребитель. Тот самый потребитель, который покупкой билета на автобус каждый день вынужден оплачивать аппетиты большого бизнеса. Вспомните, что в прошлом году творилось с ценами на дизтопливо? В течение месяца они подскочили с 95 до 130 тенге, а дальше и до 145 тенге.

Частник vs муниципалитет

По данным акимата Усть-Каменогорска, ежедневно на маршруты города выходит около 320 автобусов, которые в основном принадлежат трем частным автопаркам. По инициативе акима Восточного Казахстана Даниала АХМЕТОВА городские перевозки планируется оснастить электронной системой расчета типа “Онай”, а подвижной состав – приборами навигации. Горожане уже тревожатся, что заемные средства, необходимые для обновления парков, вновь приведут к тарифному скачку.

Во всем мире, в том числе во многих казахстанских городах, общественный пассажирский транспорт официально признан убыточным. Ничего удивительного: невозможно обеспечить доступную социальную цену на проезд и одновременно предоставить пассажирам безопасный, современный уровень, соответствующий всем нормативам. Точнее, невозможно без дотаций. Именно поэтому даже в странах с либеральной экономикой повсеместно распространена практика муниципальных автопредприятий, которые содержатся за счет бюджета. Разумеется, билеты здесь тоже дорожают время от времени. Но при этом и денежные потоки легче проконтролировать. А попробуйте поинтересоваться доходами у частного автопарка, в лучшем случае вам напомнят про коммерческую тайну.

К сожалению, в Усть-Каменогорске идея муниципального автопарка существует только на словах. Видимо, горакимату удобно считать, что с задачей перевозок успешно справляются частники. Но справляются ли? Достаточно беглого знакомства с отзывами и комментариями горожан на местных форумах и в соцсетях, чтобы понять: люди крайне возмущены качеством подвижного состава и обслуживания. Крайне! А еще люди не хотят больше слышать коронную фразу перевозчиков: “Какая оплата, такой и сервис”. Горожане хотят цивилизованного отношения.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи