Опубликовано: 3100

Тайна Куликова поля

Тайна Куликова поля

В России в последнее время много пишут о Куликовской битве, состоявшейся в сентябре 1380 года. Самое поразительное, что как вокруг самой битвы, так и вокруг ее причин историки устроили настоящее сражение!

Сегодня мы представляем вам точку зрения на это историческое событие бывшего казахстанца, ныне живущего в Москве, писателя и публициста Сергея БАЙМУХАМЕТОВА.

“Спросите у любого человека, кто такой Дмитрий Донской? Куликовская битва, освобождение от татар... Если бы самому Дмитрию Донскому сказали эти слова – “освобождение от татар”, он бы с ума сошел. Потому что царем, которого он признавал, был именно татарский царь. А Мамай был самозванец, узурпатор, от которого он этого самого царя защищал. И ничего даже близкого “освобождению от татар” у него в голове не было...” – так эмоционально высказался историк Ю. Афанасьев в “Общей газете”.

Понятен пафос ученого, восстающего против фальсификации истории в угоду чему бы то ни было. Но при этом Юрий Афанасьев пытается развенчать Дмитрия Донского, ставя ему в вину союз с “татарским царем”. И опровергая одни мифы, тут же предлагает вместо них другие, столь же идеологизированные, но уже с другим знаком.

Возможно, Александр Невский и Дмитрий Донской хотели только личной власти, которой добились при поддержке Орды. Они не оставили письменных свидетельств – в чем искать смысл их деяний. Но мы имеем возможность и обязаны судить по результатам. А результаты известны – Россию создали, отстояли и укрепили именно Александр Невский и Дмитрий Донской. Каким образом – вот в чем суть всех страстей нынешних!

“Западники” пишут о дружбе Невского и Донского с ханами Орды и называют это предательством. Но умалчивают при этом о крестовых походах Запада против Руси. И “патриоты-славянофилы”, при всей своей нелюбви к Западу, тоже об этом почему-то умалчивают. Зато стараются выдать князей за яростных борцов против Золотой Орды. И получается полная нелепость.

Неизвестный Мамай

На самом деле духовный, исторический и политический наследник Александра Невского – князь Дмитрий – на Куликовом поле сражался не против Золотой Орды, а за Орду.

Но тут надо многое прояснять. Мамай до сих пор считается ханом Золотой Орды. И битва Дмитрия Донского на Куликовом поле считается войной с Золотой Ордой и победой над ней. Но ничего подобного у Дмитрия Донского и в мыслях не было! Потому что ни Дмитрий, ни другие русские князья, ни даже православная церковь в то время не выступали против Золотой Орды и никогда не ставили знак равенства между Мамаем и Золотой Ордой.

В то время в Золотой Орде, как отмечают русские летописи, наступила “великая замятня”. Твердой власти не стало, ханы убивали друг друга в тайной войне за трон. Да, мятежник и узурпатор воевода Мамай пользовался в Золотой Орде огромным влиянием. Но ханом он не был и не мог быть – он не являлся потомком Чингисхана. И потому создал свою орду – Мамаеву. Кстати, в русских летописях иногда встречается “Мамаева Орда”, но ее опять же все историки отождествляют с Золотой Ордой. И только в конце XX века (!) Вадим Кожинов доказал, что “Мамаева Орда” и Золотая Орда – совершенно разные образования. Он привел ранее никогда не упоминавшиеся в исследованиях “Памятные записи армянских рукописей XIV века”, в которых начертано: “Завершена сия рукопись в 1371 году во время владычества Мамая в области Крым…”.

То есть была отдельная и довольно могущественная Мамаева Орда в Крыму. И был Мамай властелином громадных пространств, командовавшим огромной армией, диктовавшим свою волю и Москве, и Рязани, и Золотой Орде, и в чем-то даже Ягайло, великому князю Литвы. Вот против кого и выступил Дмитрий Московский…

Расклад сил

Но назвать князя Дмитрия последовательным борцом с Мамаем опять же будет ошибкой. Не было в то время в политике прямых, однозначных решений и действий. Ко времени усиления Мамая великий князь Дмитрий был уже вполне зрелым политиком. С младых лет он руководил страной по советам своего наставника с детства – митрополита Алексия, фактического правителя Руси с 1353 года. А митрополит был верным и последовательным союзником Золотой Орды, его связывала личная дружба с ханом Джанибеком и ханшой Тайдулой. Но когда Джанибека и Тайдулы не стало, когда в Орде начались разор и смута, когда огромная власть сосредоточилась в руках Мамая, Алексий и Дмитрий пошли если не на союз с Мамаем, то, по крайней мере, признали его власть.

Митрополит Алексий и князь Дмитрий жили в сложном и жестоком мире и были изощренными политиками. Их использовал Мамай в своих целях, но и они использовали Мамая.

Противостояние

К 1380 году политическая картина изменилась, положение Мамая резко ухудшилось. Законным преемником золотоордынского трона стал Тохтамыш – хан Синей Орды, владения которой простирались в нынешней Западной Сибири, Северном Казахстане, по бассейну Ишима, Иртыша и Оби. Очень сильный хан, самый авторитетный в то время в монгольской империи. Он собрал армию и двинулся к Золотой Орде, к своему законному трону.

И Дмитрий делает решительный выбор – порывает с Мамаем и переходит на сторону Тохтамыша.

Ситуация критическая не только для Мамая, но и прежде всего для Запада. Если сильный хан Тохтамыш утвердится в Золотой Орде, то планы католической церкви рухнут в очередной раз, как это было при Александре Невском, который заключил военно-политический союз Руси и Золотой Орды. Владимирская Русь во времена Александра Невского и Дмитрия Донского была опорой Орды. Точно так же, как Золотая Орда стала опорой для Владимирской Руси. Рухнет один – легко одолеют и другого. А против объединенной русско-ордынской конницы ливонско-тевтонские рыцари были бессильны. Потому-то они срочно и снарядили армии Мамая и великого литовского князя Ягайло, отрекшегося от православия и перешедшего в католичество.

Литва в те века была копьем Запада, направленным против Востока. В двухтомном труде германского историка Эдварда Винтера “Россия и папство” прямо говорится, что Ватикан планировал “завоевание Руси при посредстве Литвы… Литовские князья действовали так усердно, что образовавшееся Великое княжество Литовское на 9/10 состояло из областей Древней Руси…При Клименте VI Литва заняла центральное место в планах захвата Руси”. Не случайно великий литовский князь Ольгерд перед смертью передал власть младшему сыну Ягайло, нарушив все династические правила преемственности власти. Очевидно, что он из своих сынов выбрал того, кто целиком и полностью разделял его неприязнь к Москве и Дмитрию Московскому.

Другие сыновья Ольгерда – православные братья Андрей и Дмитрий – бежали от своего новообращенного католического брата Ягайло на Русь. Андрей был посажен на княжение во Пскове, а Дмитрий, который был князем в литовском тогда городе Трубчевске, сдал его Москве и в обмен получил княжение в Переславле-Залесском. И Андрей, и Дмитрий в составе московского войска вышли на Куликово поле против своего брата Ягайло. В той битве они возглавляли передовой полк и сражались героически, что общеизвестно.

Эти подробности, я думаю, убедительно говорят о том, насколько убого, примитивно упрощение, “выпрямление” истории. События, настроения, противоречия эпохи не укладываются в схему.

Крестовый поход

Но общая линия в истории безу­словно присутствует. За Мамаем и Ягайло стоял Запад во главе с Римским Папой, католическая церковь, которая еще полтора века назад до тех времен объявила крестовый поход против “схизматиков…и татар”, то есть против Руси и Золотой Орды.

С севера наступление шло через Литву, с юга – из Крыма. В XIII веке там образовалась мощная генуэзская колония – города Кафа (Феодосия), Чембало (Балаклава), Солдайю (Судак). К тому времени Золотая Орда утратила власть над Крымом, а Мамай, ставший там “царем”, сам опирался на финансовую мощь этих городов, стоящей за ними Генуи и соответственно папство. В сказаниях о Куликовской битве с точностью указываются наемники, в том числе и фряги – то есть итальянцы из генуэзских колоний в Крыму, а также говорится о замыслах Мамая: “Когда войду в Русь и убью их князя, то какие грады прекрасные подойдут нам, там сядем и будем Русью владеть”. А это еще раз говорит о том, что Мамай к политике ханов Золотой Орды никакого отношения не имел и действовал как раз против ее воли и интересов.

Золотая Орда никогда не завоевывала и не стремилась завоевать Русь. Двести пятьдесят лет, со времен Батыя и Александра Невского, они сосуществовали рядом. Со всеми конфликтами, набегами, походами, участием в усобицах удельных князей – однако без завоевания. Очевидно, что Мамай тут выполнял волю своих западных союзников.

Не сложилось!

С приходом Тохтамыша власть Мамая кончалась. А когда Дмитрий поддержал Тохтамыша, надежда на сохранение хотя бы влияния на Орду и вовсе превращалась в дым. Оставался только Крым, но и там Мамай не чувствовал себя хозяином, потому как здесь уже правили деньги генуэзских купцов. Последний шанс Мамая – перенести свою ставку в Москву. И потому он заключает союз с Олегом Рязанским против Дмитрия. Мамаю непременно надо завоевать Москву и другие русские города до прихода Тохтамыша, “там сесть и Русью владеть”, разделив ее между собой, Ягайло и Олегом. К полному удовлетворению последних Олег Рязанский в письме к Ягайло уже подробно расписывает, кому что достанется: “Царь даст тебе град Москву, да и иные грады, прилегающие к твоему княжению, а мне даст град Коломну да Владимир, да Муром, что стоят близко к моему княжению”.

Три армии – рязанская, литовская и мамаевская – вышли в тот поход, абсолютно уверенные в успехе. Они опережали Тохтамыша – тот со своей армией не успевал ни к Сараю, ни к Москве, ни к Куликову полю.

Но, видно, Господь простер тогда руки свои над Русью. К сече на Куликовом поле на один день, на один переход опоздала армия Ягайло – она шла через покоренные литовцами черниговские и новгород-северские земли, население которых всячески ей препятствовало.

Тут непременно надо сделать серьезную поправку. А то, когда я пишу “Ягайло”, “Литва”, перед взором читателя предстает нынешняя Литва, Балтика. На самом деле Ягайло шел к Куликову полю от Киева. Ставка Ягайло, а затем Витовта была в Киеве, который в те времена являлся одним из главных городов Великого княжества Литовского.

Опоздал к битве и Олег Рязанский. Как и почему – неизвестно до сих пор. Но на всякий случай князь Дмитрий перевел ополчение через Дон, навстречу Мамаю. Он сам себе ограничил возможность отступления, потому как за спиной у него был Дон. Но им же, Доном, он на всякий случай оградился от удара в спину со стороны дружин Олега Рязанского.

И кто знает, как сложилась бы история Руси, соединись тогда армии Мамая, Ягайло и Олега Рязанского. Но все сложилось так, как сложилось. И после Куликовской битвы князь Дмитрий Московский стал Дмитрием Донским. Русские разбили Мамая и сохранили трон Золотой Орды для законного хана Тохтамыша.

Запрещенные летописи

События эти получили в официальной истории однобокое истолкование. Например, в хрестоматийной литературе о Куликовской битве практически не употребляется самое раннее описание битвы – из Симеоновской летописи. Не потому ли, что там князь Дмитрий, хан Тохтамыш и все русские князья после победы над Мамаем обмениваются поздравлениями, подарками и посольствами?

Но аналогичные и даже более развернутые сведения есть, к примеру, и в Рогожской летописи. Где прямо говорится, что русские князья отправили послов “со многими дарами к царю Тохтамышу”. Впрочем, гораздо важнее, как формулируется там известие от Тохтамыша, который окончательно разбил Мамая в сражении на Калке и утвердился на троне Золотой Орды. И тотчас отправил своих послов к “Дмитрию и всем русским князьям”. С известием, “как супротивника своего и их врага Мамая победил”.Общего врага!

Наследие Чингисхана...

На Куликовом поле Дмитрий Донской не просто помогал Тохтамышу утвердиться на троне Золотой Орды, но тем самым укреплял Русь. Он упрочил союз с Ордой, заложенный Александром Невским: внук Батыя хан Менгу-Тимур помогал Новгороду, посылал конницу против немецких рыцарей, Тохта дружил с Михаилом Тверским, Джанибек – с митрополитом Алексием, хан Узбек был шурином великого князя Юрия Даниловича Московского (выдал за него свою сестру Кончаку, в крещении – Агафью), а после смерти Юрия дружил с его братом Иваном Калитой... Союз, благодаря которому они совместно противостояли Западу вообще и Литве в частности.

И против Запада, и против Востока

Союз Руси и Золотой Орды противостоял не только Западу, но и Востоку. К тому времени началось нашествие железных армий Тамерлана, которые уже захватили Елец. От их наступления и закрывал Русь с Волги, с востока, хан Тохтамыш. Вся его долгая и бурная жизнь после Куликова поля прошла в битвах с Тимуром и тимуридами. Золотая Орда в этой борьбе истощила последние силы и вступила в полосу заката.

После смерти Тохтамыша в Орде вновь началась смута. Но Московская Русь уже была крепкой. Через какое-то время Золотая Орда распалась, и вассальная зависимость от Золотой Орды сама собой отпала. А затем уже Русь заняла на этих огромных пространствах главенствующее положение.

Как писал один из основателей евразийской исторической школы князь Н.С. Трубецкой, произошла “замена ордынского хана московским царем с перенесением ханской ставки в Москву”. То есть Русь, Российская империя, стала наследницей империи Чингисхана. Кстати, цитата взята из ключевой работы Н. Трубецкого, вышедшей еще в 1925 году, которая так и называется – “Наследие Чингисхана”.

Русские не знали слова “иго”

Даже поздние источники не отмечают национальной, а тем более религиозной вражды между Русью и Ордой. Вражда появилась значительно позже, когда многие соседние народы, осколки Орды, стали мусульманами, возникли религиозные отношения, началась эпоха крымских набегов и войн с Крымом, за которым стояла мусульманская Османская империя. Примерно тогда же в книги о давно прошедших временах и событиях задним числом при переписывании летописей стали вставлять элементы и детали религиозной розни, характерные именно для времени переписывания летописей.

Орда же до начала четырнадцатого века жила не по законам религии, а по законам Ясы. До вероисповедания разноплеменных ее подданных никому не было дела. (Кстати, религией очень многих в Орде было христианство.) В 1312 году к власти там пришел хан Узбек, который объявил ислам государственной религией, а несогласным рубил головы.

Почему же в сознание людей, в научные обороты, вошло понятие “иго”? Этому есть объяснение. Во-первых, почву подготовила церковь. Католицизм ей уже не был опасен, и церкви, как и любому идеологическому институту, для упрочения своей власти необходим внешний враг. А затем – реформы Петра, его решительный поворот к Западу, породивший жестокий комплекс европейской неполноценности. Общество, пытаясь “соответствовать” новым веяниям, лихорадочно открещивалось от всего “азиатского”. А “иго” разом объясняло и оправдывало “отсталость” перед Европой. И никто не задумался и до сих пор не задумывается над тем, что зависимость от Орды закончилась уже в XV веке. И что же мешало за прошедшие столетия преодолеть “отсталость”?

Наследие Мамая

Кстати, о Мамае. Его след в русской истории не стирается. Потому что Мамаевичи породнились с Рюриковичами! После Куликовской битвы потомки Мамая служили Литве. Одного из них, кстати, также по имени Мамай, великий князь Витовт пожаловал городом Глинск и княжеским титулом. Так возник могучий клан князей Глинских. Потом знатные литовские князья Глинские ушли на Русь и стали русскими князьями Глинскими. Елена Глинская вышла замуж за московского великого князя Василия III и стала матерью княжича Ивана, известного как первый русский царь Иван Грозный...

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи