Опубликовано: 4300

Святой Петр, правнук Чингисхана

Святой Петр, правнук Чингисхана

C 2005 года жители Ростова Великого, что в Ярославской области, отмечают 13 июля день памяти святого преподобного Петра, царевича Ордынского, чудотворца Ростовского. Судьба его настолько характерна для той эпохи, что стоит остановиться на ней чуть подробнее.

Святитель Кирилл в Золотой Орде

В 1253 году святитель Кирилл, архиепископ Ростовский, приезжал по делам в Сарай, к хану Батыю. Он много рассказывал о чудесах, совершаемых в Ростове у мощей святого Леонтия. И когда через несколько лет в Орде заболел один из царевичей, при дворе вспомнили о рассказах Кирилла и вызвали его в Сарай. К тому времени Батый умер. Умер также, недолго процарствовав, его сын Сартак, христианин. К власти пришел брат Батыя, хан Берке (в “Житиях…” его называют Бергаем). Он был довольно рьяным мусульманином, но тем не менее именно при нем в Сарае было открыто подворье православного епископа. Тут, наверное, сказалось и огромное влияние в Орде Александра Невского, и интересы самой Орды, которой выгодно было иметь таких мощных союзников, как Русь и Православная церковь, и многое другое. Но в любом случае, как свидетельствуют “Сказание о блаженном Петре, царевиче Ордынском…” и “Житие…”, никого тогда не смущало, что при дворе мусульманина Берке исцелением его больного племянника занимается православный священник. Во-первых, видимо, атмосфера была такая – всеобщей веротерпимости. А во-вторых, скорее всего, тот больной монгольский царевич (имя его не сохранилось) был крещенным в православии, потому и позвали Кирилла… Тот молитвами исцелил мальчика, за что был награжден многими дарами и с почестями отправлен домой.

Царевич Даир – боярин Петр

Но в пути, говорится в “Сказании о блаженном Петре…”, его догнал царевич Даир Кайдагул, племянник Батыя и Берке, и умолил взять с собою в Ростов. Наверное, мальчика увлекли рассказы о чудесах, о большом и богатом городе Ростове. Ведь в те времена Ростов Великий был одним из главных городов Северо-Восточной Руси. Да, столица – Владимир, но в начале XIII века Ростов считался значительней Владимира…

В Ростове Даир принял православное крещение и был наречен Петром. Хан Берке к поступку племянника отнесся, видимо, с пониманием и обеспечил его соответственно его царственному происхождению: в “Сказании…” говорится о “возках с серебром”… Нужно, однако, заметить: существует версия А. Хорошева, повторенная затем Л. Гумилевым, что царевич этот попал у Берке в опалу и бежал из Орды, а в Ростове “нашел приют”.

При всем богатстве и знатности Петр отличался “скромностью, молчаливостью, богомыслием и склонностью к молитвам”. Однажды ему было видение: явились апостолы Петр и Павел. После чего Петр построил на берегах озера Неро монастырь, называемый также Петровской обителью.

Тогда же возникла дружба между ордынским царевичем Петром и Борисом, князем Ростовским. Как в “Сказании…” говорится, “любяше князь Петра, яко и хлеба без него не ясти”. Архиепископ Игнатий, преемник святителя Кирилла, публично под сводами церкви объявил их назваными братьями. Дети Бориса, юные княжичи, называли Петра дядей. Князь Борис выбрал для Петра жену, дочь виднейшего ростовского вельможи. И даровал ему, детям и внукам его “множество земли” у озера, а также “воды и леса”.

Видимо, Петр свою жену, нареченную ему князем Борисом, очень любил. Поскольку, овдовев, сильно горевал, а затем постригся в монахи и обосновался в своей же обители.

Правнук Чингисхана в Кремле

Почитание Петра как святого началось сразу же после его смерти примерно в 1290–1291 году. “Сказание о блаженном Петре, царевиче Ордынском…” сложилось, как считает В. Ключевский, уже в начале следующего века. Официально он был причислен к лику святых на Соборе 1547 года при митрополите Макарии. Очевидно, сразу же после канонизации и написаны были фрески только что построенного Архангельского собора в Кремле.

Архангельский собор – усыпальница великих князей и царей. Наиболее выдающиеся из них, как Александр Невский и Дмитрий Донской, изображены там на фресках. Каждому посвящено по одной. А блаженному Петру отведена почти вся стена справа от алтаря – две большие сюжетные картины. То есть в Средние века святой Петр был весьма почитаемым в церкви и в народе.

Святой Пафнутий – правнук баскака Амырхана

Коли мы повели рассказ о преподобном святом Петре, нельзя умолчать и о святом Пафнутии. Хан Батый своим наместником на Владимирской Руси назначил нойона Амырхана (в русских летописях – Амрагат). На Руси он именовался “великий Владимирский баскак”. В 1255 году сей грозный сатрап принял православие и был наречен именем Захарий. И это совсем не означало, что теперь он стал подданным русского князя – нет, он продолжал служить на прежнем посту, как ни в чем не бывало. И никто из его непосредственных начальников – ханов Золотой Орды – ни христианин Сартак, ни мусульманин Берке, ни язычник Менгу-Тимур – на это не обратил и не обращал никакого внимания. Ставленник Батыя Амырхан-Захарий продолжал свою службу долго-долго, пережив и Батыя, и Сартака, и Александра Невского, и Ярослава Тверского, и хана Берке, и хана Менгу-Тимура, и умер в 1290 году.

От его праправнука Якова Ивановича по прозвищу Зуб ведет начало род русских дворян Зубовых: “Дворяне Зубовы, графы Священной Римской империи, происходят от древней благородной фамилии Амрагата, а по крещении названного Захарием, который находился в городе Владимире наместником” (“Общий гербовник дворянских родов”). От другого праправнука, Никиты Ивановича по прозвищу Баскак, пошел известный дворянский род Баскаковых.

А вот их дядя Парфён Иванович – правнук Амырхана – оставил совсем другое наследство. Он стал иноком Пафнутием и основал Боровский Пафнутьев монастырь. Пафнутий, как и прадед, был долгожителем. Прожил 83 года и умер в 1478 году, в покое и благолепии, окруженный учениками. В 1540 году причислен к лику православных святых.

У нас много общих корней

В 2010 году в Ростов Великий приезжал Ерболат БАЙМУРЗИН, президент казахстанского фонда “Олкетану”, занимающегося археологическими раскопками. Его усилиями была возрождена мечеть в Таразе – самая древняя в Казахстане. В Ростове Баймурзин предложил участие фонда в раскопках на территории Петровского монастыря и финансовую помощь: “Мы выкупаем уцелевшие части здания Петровского монастыря у организаций, арендующих помещения храма, и передаем их монастырю. Целью нашей деятельности является укрепление культурного сотрудничества между нашими странами. Ведь у России и Казахстана много общих корней в истории и культуре. Нам дорога память о наших предках”.

Ерболат Баймурзин привез в Казахстан икону святого преподобного Петра, царевича Ордынского, чудотворца Ростовского – дар Ростова Великого городу Таразу.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ, Москва

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи