Опубликовано: 3440

Святилище Танбалы. Солнцеголовые приветствуют тебя!

Святилище Танбалы. Солнцеголовые приветствуют тебя!

Один из интереснейших заповедников наскальной живописи в Казахстане находится недалеко от Алматы. Осень – самое время нажать на паузу в повседневных делах и посетить древнейший храм под открытым небом – святилище Танбалы. Художники, оставившие после себя богатейшую галерею шедевров, знакомят всех желающих с солнцеголовыми богами, священными колесницами, ряжеными и многим другим.

Все дело в колесницах

Больше десяти лет назад казахстанский объект “Петроглифы археологического ландшафта Танбалы” вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и стал первым памятником наскального искусства Центральной Азии, включенным в этот лист. Уникальное урочище Танбалы находится примерно в 170 километрах от Алматы, ехать надо по дороге в направлении Каскелена, затем в сторону поселка Копа.

Танбалы – это большой комплекс, который включает в себя исторические памятники: поселения, могильники, петроглифы различной эпохи. Петроглифы, или наскальные рисунки, – главная достопримечательность этого места, здесь их около 3 000, размером от нескольких сантиметров до 1 метра. В древности в урочище совершались ритуальные обряды. По сути, это храм под открытым небом.

– В данное время никаких раскопок не ведется, только проводятся кое-какие реставрационные работы, – говорит инспектор, он же наш гид Нурахан Бакытжан.

Для личного изучения Танбалы потребуется хорошая обувь – передвигаться в этом месте разрешено только пешком. Перед взором предстает далеко простирающийся степной ландшафт со скоплением скальных гор. И только подойдя к ним вплотную, можно увидеть, что скалы испещрены рисунками. Лучше всего их видно перед закатом солнца, тогда они становятся невероятно отчетливыми, словно выступают из камня. Древние художники использовали скалы с так называемым “пустынным загаром” – этой темной блестящей пленкой в Танбалы покрыты все камни. Свежее изображение выгодно выделялось на общем фоне скал, так как было гораздо светлее, но со временем и оно покрывалось “загаром”. Наш гид поясняет: чем темнее рисунок, тем он старше по возрасту.

В начале 80-х годов минувшего века на Танбалы вел раскопки известный казахстанский археолог, историк Алексей МАРЬЯШЕВ. Уже в Алматы мы встретились с ним, и ученый вспомнил, как его группа работала с этим памятником. По его словам, первым делом важно было установить точное время его возникновения.

– Впервые то, что Танбалы является памятником эпохи бронзы, сообщила Анна Максимова. Это был совершенно новый памятник и вообще малоизученная культура. Самое главное – там были найдены колесницы, колесный транспорт уже получил развитие. Изобретение колеса вообще сыграло огромную роль для развития отдельных обществ. Колесницы появились не просто, когда была одомашнена лошадь, а когда научились эту лошадь запрягать. Сначала дикая лошадь шла на мясо, потом стали ездить на колеснице, но верхом еще не умели. Армия Дария III, который воевал с Александром Македонским, выступала с колесничным войском, а Македонский уже освоил коня. В IV–III веках до новой эры шло активное использование лошадей для верховой езды. Колесницы – это как танки в наше время. Чтобы на узком месте сосредоточить или прорвать оборону, они ломали пеший строй. Потом сами колесничие выделились – стали элитной категорией населения. Встречаются захоронения в Центральном Казахстане, Китае, но наиболее древние образцы найдены в степях под Челябинском, где находится протогород Синташта, – когда колесничего хоронили вместе с колесницей и его лошадьми. Колесница постепенно стала священной. Появились мифы о солнечной колеснице. Знак солнца, дающего жизнь, был у многих народов, а колесница – далеко не у всех. Все круглое было символом, это своеобразный код, который напоминал о главном, об обустройстве мира, о каких-то сакральных объектах, – говорит Алексей Марьяшев.

Люди с волчьими хвостами

Группа Марьяшева подтвердила, Танбалы – действительно памятник эпохи бронзы. Не только с помощью идентификации петроглифов, но и благодаря найденной в могильниках утвари, присущей андроновской культуре. Ученые-первопроходцы уже давно объяснили значение большей части петроглифов, обывателю же без подсказки некоторые изображения невозможно понять. Например, самые загадочные рисунки, как правило, имеют отношение к разным культам. Так, на скалах второй группы в Танбалы рисунки поделены на пять основных групп разных исторических эпох – есть так называемые ряженые. Для современников будет понятным термин “оборотень”. Так вот ряженые оборачивались в шкуру животных.

– Как предполагают ученые, так рядились жрецы, исполнители культов. У ряженых человеческое лицо, но при этом просматриваются неровности, шипы на теле – они одеты в шкуру. Признаком отличия является его священное происхождение и назначение, которое обозначается хвостом. Некоторые так и думают, что раньше были люди с хвостами. Нет, они рядились, чтобы выделиться, – продолжает Алексей Марьяшев. – В другом, более крупном святилище на территории Южного Казахстана – Кульджабасы – мы нашли людей, тоже ряженых, только в волчью маску. Как они охотятся на быка тура, другие сцены. Раньше считалось, что культ волка был в Средневековье, потом стали полагать, что он был во времена Хеттского государства, а нашим рисункам 3 800–4 000 лет, может, и больше. Почему именно волк? Мы узнаем от Геродота, что был такой народ – невры, и они отличались тем, что у них было общество юношей-волков. Они жили грабежами, выли по-волчьи, рядились, уходили из семьи – такие грабительские стаи. Только тогда это не считалось криминалом, а имело религиозный оттенок, и вот нашло отражение у нас.

Самыми знаменитыми рисунками Танбалы стали так называемые солнцеголовые. Казахстанские дизайнеры, народные ремесленники, музыканты и вся творческая интеллигенция уже несколько десятилетий вдохновляются изображениями солнцеголовых. Долгое время солнцеголовый бог был символом международного конкурса вокалистов, проводимого в Алматы, – “Азия дауысы”.

– Это вообще-то фантазия, потому что в жизни мы не знаем таких солнцеголовых, – комментирует Марьяшев. – Такими человек представлял себе богов. Представлял по своему подобию, но в отличие от простых людей у них был нимб над головой, который символизировал святость. Такой принцип обозначения богов получил дальнейшее развитие и в более позднее время, например в христианстве.

Молодые туристы, которые всегда бурно реагируют на изображения “про это”, смогут ознакомиться в Танбалы и с эротическим культом.

– Чтобы не подумали плохого, здесь не идет речь о хулиганстве – такова была знаковая система, нужно было показать, что это мужчина. Потому что женщины к священнодействию не допускались. Эротические картины всегда связаны с культом плодородия, – отмечает историк.

Знаменитый звериный стиль

Больше всего древние авторы в Танбалы изображали животных: туров, горных козлов, коров, оленей, кабанов, реже – людей, будь то охотники или беременные женщины. Интересно, что каменные рисунки дают нам четкое представление о существовавшей в те времена фауне. Некоторых видов уже нет в природе, например, туров и диких лошадей.

– Они начали исчезать к сакскому времени, последняя особь вымерла уже в Средневековье. Пока они были дикими, у них были огромные рога – по 80 сантиметров, а потом стали мельчать, перерождаться, от них произошел современный крупный рогатый скот, – продолжает археолог. – На смену древним рисункам с быками и колесницами, которые перестали существовать на грани II тысячелетия до н. э. – I тысячелетия до н. э., приходят другие сюжеты. Это уже было закодированное искусство, сцены охоты присутствуют, но появляется множество новых. Само понимание этого искусства связано с идеями жизни и смерти, жертвоприношения. Считалось, что надо принести жертву, чтобы активнее продолжался обмен – нарождение новой жизни. Нужно задобрить святых богов. Мы нашли почти полный набор сюжетов, которые один к одному ложатся на изделия из золота, речь идет о сакском зверином стиле, их как будто по лекалу делали. Сюжеты были самые разные: хищная птица, терзающая оленя, или, например хищник, свернувшийся в кольцо. (Недавно, в конце августа, вышла научно-популярная книга Алексея Марьяшева “Охотники за петроглифами”, посвященная как раз сакскому звериному стилю.)

Здесь же, в Танбалы, можно узнать, как хоронили в эпоху бронзы. Интересно, что все найденные могилы принадлежат в большинстве своем женщинам. Могильники представляют собой короб, составленный из плоских камней ребром вниз, куда в скорченном положении, головой на запад, укладывали покойника, поясняет наш гид. На некоторых могильных камнях также обнаружены петроглифы, что подтверждает древность погребений.

Алматинская область

[X]