Опубликовано: 6000

Святилище Танбалы. Солнцеголовые приветствуют тебя!

Святилище Танбалы. Солнцеголовые приветствуют тебя!

Один из интереснейших заповедников наскальной живописи в Казахстане находится недалеко от Алматы. Осень – самое время нажать на паузу в повседневных делах и посетить древнейший храм под открытым небом – святилище Танбалы. Художники, оставившие после себя богатейшую галерею шедевров, знакомят всех желающих с солнцеголовыми богами, священными колесницами, ряжеными и многим другим.

Все дело в колесницах

Больше десяти лет назад казахстанский объект “Петроглифы археологического ландшафта Танбалы” вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и стал первым памятником наскального искусства Центральной Азии, включенным в этот лист. Уникальное урочище Танбалы находится примерно в 170 километрах от Алматы, ехать надо по дороге в направлении Каскелена, затем в сторону поселка Копа.

Танбалы – это большой комплекс, который включает в себя исторические памятники: поселения, могильники, петроглифы различной эпохи. Петроглифы, или наскальные рисунки, – главная достопримечательность этого места, здесь их около 3 000, размером от нескольких сантиметров до 1 метра. В древности в урочище совершались ритуальные обряды. По сути, это храм под открытым небом.

– В данное время никаких раскопок не ведется, только проводятся кое-какие реставрационные работы, – говорит инспектор, он же наш гид Нурахан Бакытжан.

Для личного изучения Танбалы потребуется хорошая обувь – передвигаться в этом месте разрешено только пешком. Перед взором предстает далеко простирающийся степной ландшафт со скоплением скальных гор. И только подойдя к ним вплотную, можно увидеть, что скалы испещрены рисунками. Лучше всего их видно перед закатом солнца, тогда они становятся невероятно отчетливыми, словно выступают из камня. Древние художники использовали скалы с так называемым “пустынным загаром” – этой темной блестящей пленкой в Танбалы покрыты все камни. Свежее изображение выгодно выделялось на общем фоне скал, так как было гораздо светлее, но со временем и оно покрывалось “загаром”. Наш гид поясняет: чем темнее рисунок, тем он старше по возрасту.

В начале 80-х годов минувшего века на Танбалы вел раскопки известный казахстанский археолог, историк Алексей МАРЬЯШЕВ. Уже в Алматы мы встретились с ним, и ученый вспомнил, как его группа работала с этим памятником. По его словам, первым делом важно было установить точное время его возникновения.

– Впервые то, что Танбалы является памятником эпохи бронзы, сообщила Анна Максимова. Это был совершенно новый памятник и вообще малоизученная культура. Самое главное – там были найдены колесницы, колесный транспорт уже получил развитие. Изобретение колеса вообще сыграло огромную роль для развития отдельных обществ. Колесницы появились не просто, когда была одомашнена лошадь, а когда научились эту лошадь запрягать. Сначала дикая лошадь шла на мясо, потом стали ездить на колеснице, но верхом еще не умели. Армия Дария III, который воевал с Александром Македонским, выступала с колесничным войском, а Македонский уже освоил коня. В IV–III веках до новой эры шло активное использование лошадей для верховой езды. Колесницы – это как танки в наше время. Чтобы на узком месте сосредоточить или прорвать оборону, они ломали пеший строй. Потом сами колесничие выделились – стали элитной категорией населения. Встречаются захоронения в Центральном Казахстане, Китае, но наиболее древние образцы найдены в степях под Челябинском, где находится протогород Синташта, – когда колесничего хоронили вместе с колесницей и его лошадьми. Колесница постепенно стала священной. Появились мифы о солнечной колеснице. Знак солнца, дающего жизнь, был у многих народов, а колесница – далеко не у всех. Все круглое было символом, это своеобразный код, который напоминал о главном, об обустройстве мира, о каких-то сакральных объектах, – говорит Алексей Марьяшев.

Люди с волчьими хвостами

Группа Марьяшева подтвердила, Танбалы – действительно памятник эпохи бронзы. Не только с помощью идентификации петроглифов, но и благодаря найденной в могильниках утвари, присущей андроновской культуре. Ученые-первопроходцы уже давно объяснили значение большей части петроглифов, обывателю же без подсказки некоторые изображения невозможно понять. Например, самые загадочные рисунки, как правило, имеют отношение к разным культам. Так, на скалах второй группы в Танбалы рисунки поделены на пять основных групп разных исторических эпох – есть так называемые ряженые. Для современников будет понятным термин “оборотень”. Так вот ряженые оборачивались в шкуру животных.

– Как предполагают ученые, так рядились жрецы, исполнители культов. У ряженых человеческое лицо, но при этом просматриваются неровности, шипы на теле – они одеты в шкуру. Признаком отличия является его священное происхождение и назначение, которое обозначается хвостом. Некоторые так и думают, что раньше были люди с хвостами. Нет, они рядились, чтобы выделиться, – продолжает Алексей Марьяшев. – В другом, более крупном святилище на территории Южного Казахстана – Кульджабасы – мы нашли людей, тоже ряженых, только в волчью маску. Как они охотятся на быка тура, другие сцены. Раньше считалось, что культ волка был в Средневековье, потом стали полагать, что он был во времена Хеттского государства, а нашим рисункам 3 800–4 000 лет, может, и больше. Почему именно волк? Мы узнаем от Геродота, что был такой народ – невры, и они отличались тем, что у них было общество юношей-волков. Они жили грабежами, выли по-волчьи, рядились, уходили из семьи – такие грабительские стаи. Только тогда это не считалось криминалом, а имело религиозный оттенок, и вот нашло отражение у нас.

Самыми знаменитыми рисунками Танбалы стали так называемые солнцеголовые. Казахстанские дизайнеры, народные ремесленники, музыканты и вся творческая интеллигенция уже несколько десятилетий вдохновляются изображениями солнцеголовых. Долгое время солнцеголовый бог был символом международного конкурса вокалистов, проводимого в Алматы, – “Азия дауысы”.

– Это вообще-то фантазия, потому что в жизни мы не знаем таких солнцеголовых, – комментирует Марьяшев. – Такими человек представлял себе богов. Представлял по своему подобию, но в отличие от простых людей у них был нимб над головой, который символизировал святость. Такой принцип обозначения богов получил дальнейшее развитие и в более позднее время, например в христианстве.

Молодые туристы, которые всегда бурно реагируют на изображения “про это”, смогут ознакомиться в Танбалы и с эротическим культом.

– Чтобы не подумали плохого, здесь не идет речь о хулиганстве – такова была знаковая система, нужно было показать, что это мужчина. Потому что женщины к священнодействию не допускались. Эротические картины всегда связаны с культом плодородия, – отмечает историк.

Знаменитый звериный стиль

Больше всего древние авторы в Танбалы изображали животных: туров, горных козлов, коров, оленей, кабанов, реже – людей, будь то охотники или беременные женщины. Интересно, что каменные рисунки дают нам четкое представление о существовавшей в те времена фауне. Некоторых видов уже нет в природе, например, туров и диких лошадей.

– Они начали исчезать к сакскому времени, последняя особь вымерла уже в Средневековье. Пока они были дикими, у них были огромные рога – по 80 сантиметров, а потом стали мельчать, перерождаться, от них произошел современный крупный рогатый скот, – продолжает археолог. – На смену древним рисункам с быками и колесницами, которые перестали существовать на грани II тысячелетия до н. э. – I тысячелетия до н. э., приходят другие сюжеты. Это уже было закодированное искусство, сцены охоты присутствуют, но появляется множество новых. Само понимание этого искусства связано с идеями жизни и смерти, жертвоприношения. Считалось, что надо принести жертву, чтобы активнее продолжался обмен – нарождение новой жизни. Нужно задобрить святых богов. Мы нашли почти полный набор сюжетов, которые один к одному ложатся на изделия из золота, речь идет о сакском зверином стиле, их как будто по лекалу делали. Сюжеты были самые разные: хищная птица, терзающая оленя, или, например хищник, свернувшийся в кольцо. (Недавно, в конце августа, вышла научно-популярная книга Алексея Марьяшева “Охотники за петроглифами”, посвященная как раз сакскому звериному стилю.)

Здесь же, в Танбалы, можно узнать, как хоронили в эпоху бронзы. Интересно, что все найденные могилы принадлежат в большинстве своем женщинам. Могильники представляют собой короб, составленный из плоских камней ребром вниз, куда в скорченном положении, головой на запад, укладывали покойника, поясняет наш гид. На некоторых могильных камнях также обнаружены петроглифы, что подтверждает древность погребений.

Алматинская область

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи