Опубликовано: 1110

Суета вокруг "Оскара"

Ранним утром 8 марта, когда женщины еще будут пребывать в сонном ожидании праздника, а мужчины начнут свои забеги по магазинам, в Лос-Анджелесе возьмет старт церемония вручения 82-й премии Американской академии киноискусства. Предлагаем традиционный оскаровский прогноз кинообозревателя “Каравана” Дмитрия Мостового.

Лучший фильм

В отличие от предыдущих лет теперь в главной номинации представлено не пять, а десять фильмов – академия решила вернуться к давнишней практике. Основных претендентов двое – “Аватар” (рекордный бокс-офис) и “Повелитель бури” (у нас его вряд ли покажут, но в Интернете найти несложно).

Когда картина получает “Золотой глобус” как лучшая драма и делает революцию в кассовых сборах, трудно представить, что ей не дадут “Оскар” – премию большинства, никогда не ориентирующуюся на рецензии профессиональных критиков. Картина эта – конечно, “Аватар”.

Еще месяц назад фильм Кэмерона считался явным фаворитом, но в последние недели ситуация изменилась. “Повелителю бури” – драме о злоключениях саперного подразделения в Ираке, при этом не являющейся фильмом о войне в чистом виде – отдали свои голоса сначала британские киноакадемики, а потом и гильдия кинокритиков. Такие результаты можно было бы списать на высоколобость и тех и других (тем более результаты “Оскара” и BAFTA, британского аналога, часто разнятся), но решающий удар нанесла гильдия продюсеров – профильная “в данном виде соревнований”, ведь именно продюсерам, а не режиссеру вручается “Оскар” за лучший фильм. И продюсеры выбрали “Повелителя бури”. Таким образом, шансы двух картин примерно равны.

Другие номинанты смогут победить, только если “Аватар” и “Повелитель бури” возьмут самоотвод.

Шансы на победу: “Аватар”, “Повелитель бури” – по 40 процентов, “Серьезный человек”, “Тужься”, “Бесславные ублюдки”, “Невидимая сторона” – по 3 процента, “Мне бы в небо”, “Воспитание чувств”, “Район №9”, “Вверх” – по 2 процента.

Лучшая женская роль второго плана

Здесь представлены сразу две актрисы прекрасного фильма Джейсона Райтмана “Мне бы в небо”, но вряд ли молодая Анна Кендрик и более опытная Вера Фармига, равно как и Мэгги Джилленхол с Пенелопой Крус (не давать же испанке “Оскар” два года подряд), смогут составить конкуренцию Мо’Ник – ей уже отдали свои голоса иностранные журналисты (“Золотой глобус”), кинокритики, британские академики и, главное, коллеги. Так что если у фильма “Тужься” и будет “Оскар”, то, скорее всего, именно в этой номинации, где, похоже, все заранее предрешено.

Шансы на победу: Мо’Ник (70 процентов), Вера Фармига (10 процентов), Мэгги Джилленхол, “Сумасшедшее сердце” (10 процентов), Анна Кендрик (5 процентов), Пенелопа Крус, “Девять” (5 процентов).

Лучшая мужская роль второго плана

Все, кто смотрел “Бесславных ублюдков”, отдельной строкой упоминают исключительное по своему профессионализму и качеству исполнение роли полковника Ланды немецким актером Кристофом Вальцем. Так что в этой номинации Вальц еще больший фаворит, чем Джефф Бриджес в своей. Он собрал абсолютно все возможные награды и должен пополнить свой персональный музей “Оскаром”. Из конкурентов выделю Кристофера Пламмера, сыгравшего не кого-нибудь, а Льва Толстого в фильме о последних днях русского писателя.

Шансы на победу: Кристоф Вальц (90 процентов), Вуди Харрельсон, “Посланник”, Кристофер Пламмер, “Последнее воскресение”, Мэтт Дэймон, “Непокоренный”, Стэнли Туччи, “Милые кости” – по 2,5 процента.

Лучшая женская роль

Что общего между Шарлиз Терон, Риз Уизерспун и Джулией Робертс? Несмотря на свою популярность, они никогда не считались хоть сколько-нибудь великими и даже просто выдающимися актрисами. Но выстреливали с одним фильмом и получали “Оскар”. В этом году ситуация наверняка повторится в отношении Сандры Буллок, которая может установить уникальное достижение – она номинирована на антипремию “Золотая малина” за комедию “Все о Стиве” и на “Оскар” за роль женщины, чья семья приютила сложного подростка, в спортивной драме “Невидимая сторона”. У Буллок уже есть “Золотой глобус” за драму и приз актерской гильдии.

Но, что интересно, гильдия критиков поделила свою премию между Сандрой и Мерил Стрип, сыгравшей почти что культового для США персонажа Джулию Чайлд в фильме “Джули и Джулия”. Та же Стрип, для которой это, страшно сказать, шестнадцатая (!) номинация на “Оскар”, взяла “Золотой глобус” за комедию (есть в этой премии такое разделение). Плюс нельзя сбрасывать со счетов Кэри Маллиган, которой британцы по-свойски, как и Ферту, отдали BAFTA. Вновь номинирована Хеллен Миррен (за роль жены Льва Толстого Софьи в “Последнем воскресении”). Не стоит забывать и о Габури Сидибе в фильме “Тужься” – правда, в этом году “Оскар”, скорее всего, достанется другой чернокожей актрисе.

Шансы на победу: Сандра Буллок (45 процентов), Мерил Стрип (25 процентов), Кэри Маллиган (15 процентов), Хелен Миррен (10 процентов), Габури Сидибе (5 про-центов).

Лучшая мужская роль

Среди актеров интересная конкуренция, хотя и здесь фаворит есть. Это ветеран цеха – 60-летний Джефф Бриджес, в музыкальной драме “Сумасшедшее сердце” сыгравший стареющего кантри-музыканта. Бриджес собрал практически все другие награды – “Золотой глобус”, премию кинокритиков и актерской гильдии. Проиграл он только в BAFTA – британцы отдали награду своему сооте-чественнику Колину Ферту, который исполнил главную роль в дебютной картине знаменитого модельера Тома Форда “Одинокий мужчина”.

В прошлом году таким же безусловным фаворитом, как Бриджес, для которого это пятая номинация (первая была в 1972 году), был Микки Рурк. Тогда на последнем перед финишем повороте его обошел Шон Пенн. Теоретически ситуация может повториться и сейчас, но год назад у Пенна был козырь в виде награды от коллег, которая сейчас принадлежит Бриджесу. Так что шансы Ферта весьма условны, как и других конкурентов, несмотря на то что и Реннер в “Повелителе бури”, и Клуни в “Мне бы в небо” очень хороши. Ну а Моргана Фримэна за роль Нельсона Манделы в “Непокоренном” просто не могли не номинировать.

Шансы на победу: Джефф Бриджес (65 процентов), Колин Ферт, Джереми Реннер, Джордж Клуни – по 10 процентов, Морган Фримэн (5 процентов).

Лучший фильм на иностранном языке

Ожидается очень интересная борьба. Два главных фаворита – “Белая лента” Михаэля Ханеке (у этой картины есть также номинация за операторскую работу) и “Пророк” Жака Одиара. Оба фильма участвовали в прошлом году в Каннском кинофестивале, где “Белая лента” получила Золотую пальмовую ветвь, а “Пророк” – Гран-при. То есть немцы одержали победу в гостях.

Кроме того, на счету “Белой ленты” приз лучшему европейскому фильму года и еще дюжина наград. Нет у Ханеке, при всех его многолетних заслугах, только “Оскара”, и пора бы эту оплошность исправить.

С другой стороны, “Пророк” в последние недели нанес ответный удар в виде уведенной из-под носа у “Белой ленты” BAFTA. Также фильм Одиара стал абсолютным триумфатором французской национальной премии “Сезар”.

Но “Оскар” именно в этой номинации горазд на сюрпризы, и вполне может так статься, что из-за спин двух фаворитов выскочит темная лошадка. Кстати, критики проигнорировали оба фильма и отдали свою награду “Разомкнутым объятиям” Педро Альмодовара. Правда, испанской картины в номинации нет.

Шансы на победу: “Белая лента” (35 процентов), “Пророк” (30 процентов), “Аджами”, Израиль (15 процентов), “Молоко скорби”, Перу (10 процентов), “Секрет в их глазах”, Аргентина (10 процентов).

Дмитрий МОСТОВОЙ

[X]