Опубликовано: 2800

Судебный “форс-мажор”

Мировой финансовый кризис – обстоятельство непреодолимой силы, то есть форс-мажор. Так решил суд. Но существует финансовый кризис, как оказалось, далеко не для всех казахстанцев.

Алматинка Айжан Ермекбаева в июле 2007 года решила купить квартиру в строящемся доме в комплексе “Меркур Град”. Договор о долевом строительстве подписала со спокойной душой, ведь в Законе “О долевом участии в жилищном строительстве”, который введен в действие с 1 января 2007 года, четко прописана ответственность застройщика в случае нарушения срока передачи дольщику его доли в готовом доме.

Айжан заплатила строительной компании всю сумму и с нетерпением ждала окончания строительства. Но уже в декабре 2008 года стало понятно, что к марту 2009-го дом построен не будет. Тогда дольщица потребовала в суде расторжения договора долевого строительства и возврата вложенных денег. Медеуский районный суд встал на сторону дольщицы и решил, что договор должен быть расторгнут, а вложенные деньги возвращены. Но строительная компания подала апелляцию в городской суд.

– Я не переживала за решение, компания нарушила договор, и я имею полное право его расторгнуть, – пояснила Айжан. – Но постановление коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда, которым отменяется решение суда первой инстанции, меня просто шокировало. Суд решил, что условия договора мешает исполнить… форс-мажор (!) – мировой финансовый кризис!

Действительно, ни военных действий, ни природных катаклизмов в Алматы не наблюдалось. Однако в постановлении коллегии говорится, что “в связи с финансовым кризисом кредитная линия была закрыта, и темпы строительства были значительно снижены. Ответчиком принимаются все возможные меры по завершению строительства комплекса”. А далее идут ссылки на пункты договора, где говорится, что соглашение может быть расторгнуто в случае если продолжительность форс-мажора превышает 6 месяцев.

За дольщицу вступилась прокуратура. Прокурором города был внесен протест, но надзорная коллегия городского суда Алматы оставила его без удовлетворения.

– Мы пытались доказать, что мировой финансовый кризис никак не относится к форс-мажору, – говорит Айжан Ермекбаева. – Ведь если кризис – обстоятельство непреодолимой силы, то он действует на всех, а не только на строительную компанию и ее дольщиков. Я ежемесячно выплачиваю банку огромные суммы по ипотеке, и никто не делает мне поблажек. Если суд приходит к такому выводу, то на основании того, что в стране финансовый кризис, можно освобождать от ответственности всех предпринимателей и граждан страны!

Айжан решила идти до конца и подала жалобу в Верховный суд, который теперь решает, может ли мировой финансовый кризис быть форс-мажором.

Анна ПАВЛОВА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи