Опубликовано: 1300

Стресс-тест

За все пять лет проведения выпускных школьных экзаменов в виде ЕНТ это испытание ни разу не обошлось без скандалов, стрессов, слез и детских трагедий. Идеальный по замыслу чиновников экзамен так и не ушел от пресловутого человеческого фактора. Наоборот, к старым бедам еще добавилась непродуманность многих моментов.

В Усть-Каменогорске главный экзамен для выпускников этого года начался со скандала. В первый день тестирования представитель Министерства образования, заглянувший в аудитории Восточно-Казахстанского госуниверситета, застукал нескольких ребят за разговором по мобильнику. Были составлены акты, отправлены жалобы в департамент КНБ. В итоге уже на следующий день на крыльце университета стоял “трехслойный” кордон. Ребят сначала “просеивали” через металлоискатель. У каждого второго изымали телефон и возвращали на повторный досмотр. Затем за входной дверью “просвечивали” еще раз и наконец “пальпировали” карманы на самом пороге аудитории. После такой фильтрации проверяющие насобирали несколько пакетов мобильников! Многие пытались пронести по два-три телефона, перепрятывали их, ловились, снова перепрятывали! Остальные нервничали в огромной, еле движущейся очереди.

В результате за экзаменационные столы выпускники сели не в 9 утра, а почти на час позже. Но самое парадоксальное, что уже во время тестирования изъяли еще несколько мобильников!

В соседнем университете, где ЕНТ писали выпускники таких же усть-каменогорских школ, досмотр прошел как обычно – за полчаса. Экзамен начался вовремя, “телефонных” скандалов не зафиксировано. Никто не попытался пронести мобильник? Или все-таки проверяющие гораздо мягче отнеслись к строгостям досмотра?

Всего в областном центре Восточно-Казахстанской области в Едином национальном тестировании участвовали почти 1600 детей, в среднем набранная сумма составила 73–74 балла. Завальными, по определению самих школьников, оказались вопросы… угадайте, по какому предмету? Правильно, по истории Казахстана. В очередной раз неизвестные авторы “обогатили” экзаменационную базу вопросами вроде “кто оставил запись, что кипчаки делали айран” или “на каком языке написана книга “Дары истины”. На мой взгляд, к знанию истории в истинном значении этого слова такие подробности не имеют никакого отношения.

Не секрет, что во многих школах (и не только Восточного Казахстана) педагоги вообще “забили” на учебный план. Ребят учат не мыслить, а заполнять на скорость тесты. Не размышлять, а складировать в памяти наборы цифр, имен, дат. Не анализировать, а зубрить. Такую задачу школе диктует формат выпускного экзамена. Чем больше тех, кто набрал высокие баллы, тем успешней считается школа. Подготовка к тестированию превратилась в тренировку на память и реакцию. Разумеется, это полезные навыки. Но разве главные в этой жизни? Не так давно в интеллектуальной игре на российском телевидении команде игроков попался вопрос из “случайного” сектора, отобранный компьютером. Простой, на знание текста. И команда была разочарована. Ее игроки тренировались размышлять и логически рассуждать, решать сложные задачи. Именно поэтому они и вошли в клуб знатоков.

Наша система ЕНТ, на мой взгляд, на корню лишает школы возможности растить знатоков. Для тестирования логика не особо нужна. Частично это подтверждает и статистика. Например, в Усть-Каменогорске претенденты на знак “Алтын белги” и аттестат особого образца, то есть дети, которые все годы учились блестяще и показывали способности к наукам, только в 40 процентах отлично сдали ЕНТ. Похоже, просто не все зазубрили.

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, наш корреспондент по Восточно-Казахстанской области

[X]