Опубликовано: 2400

Страна пятисот татар

Страна пятисот татар

Габдулхак Ахунжанов, председатель Восточно-Казахстанского областного татарского общественного центра, две недели в Финляндии учил вокалу детей финских татар.

Вернувшись домой в Семипалатинск, он поделился с нашим корреспондентом Викторией Купцовой своими впечатлениями и открытиями.

В Финляндии живет около 500 татар. Есть семьи, где мама – финка, отец – татарин или наоборот. Но все дети знают татарский язык и интересуются своей родословной. Загородный лагерь для них располагался на вилле “Трескула”, в 40 километрах от Хельсинки. Ребятишек было всего 15, да и те, честно говоря, в лагерь не особенно рвались: практически у каждой семьи есть возможность отдохнуть за пределами Финляндии, в странах, где много солнца: во Франции, Италии, Испании.

Но, видно, родители настояли. Лагерь “Трескула” создавался для того, чтобы маленькие татары могли учиться и общаться на родном языке. Я вел уроки музыки, другие педагоги преподавали татарский язык и основы религии.

Деревенская жизнь по-фински

Более или менее зажиточные городские финны живут летом, как они сами говорят, “в деревне”. Их поселения деревнями в нашем понимании не назовешь. В Финляндии не строят дома, как мы, ограда к ограде, а стараются жить просторно, дышать свободно, не мешать соседям. Хутора – но никак не деревни. Вдоль неасфальтированных дорожек растут дикая малина, земляника. Возле вилл сажают смородину, черемуху – для красоты.

Воздух настолько чистый, что первые трое суток я почти полностью проспал. Первую неделю было солнечно, затем пошли мелкие, спокойные дожди. У нас в Казахстане жара может месяц стоять, а финны-северяне к такому не привыкли. И у них +30 бывает, но очень редко. У нас бор, смешанный лес, почва хорошая, песочек, а в Финляндии все цепляется к скалам. Идешь до асфальта метров 200, а под тобой – голый камень. Однажды с детьми пошли в лес, смотрим – трещины под ногами огромные. Гид объяснила, что их оставил после себя древний ледник: вода замерзла и разломила скалы, потом растаяла и ушла в море. Видели оленей. А местные жители предупредили: осторожно, есть змеи. Рву цветы, смотрю – точно, змея, свернулась и не шевелится. Когда привел детей на змею посмотреть, она на том же месте лежала – никого животные не боятся, места заповедные. Если на улице +18 было, я надевал ветровку. А дети купались – настоящие маленькие моржи!

“Я на тебя, папа, в суд подам!”

Дети меня удивили. Идет урок, парень лет 14 за партой… лежит. Говорю: “Ты же учиться пришел, поднимайся!”. Он спокойно отвечает: “А я не хочу. И петь не хочу. И музыку слушать не хочу”. Рамок и жестких границ в отношениях детей и взрослых в Финляндии нет. Все говорят друг другу “ты”.

Дети быстро узнают свои права: если родитель пытается притеснять ребенка, тот может ответить: “Еще раз на меня голос повысишь, я на тебя, папа, в суд подам и в интернат уеду”. И уедет, чтобы жить на полном государственном обеспечении. Перемены, связанные с ускорением темпа жизни, доступность информации по телевидению, компьютеры сделали современных детей другими – они взрослее и умнее, чем были в этом же возрасте их родители.

На первый взгляд финские дети – неактивные, но это видимость; они прекрасно все схватывают, учатся без малейшего напряжения. В Финляндии есть русские и турецкие школы. В Финляндию перенимать опыт приезжают преподаватели из других стран – финская модель обучения успешна и конкурентоспособна. Жизнь полностью компьютеризирована. Компьютерной грамотой владеют все, независимо от возраста и достатка.

Татары везде одинаковые!

Я не уточнял, какую сумму финским татарам, как представителям малого народа, выделяет государство на культурные и образовательные нужды, но то, что для 15 ребятишек устроители лагеря смогли содержать трех преподавателей, двух воспитателей, повариху с помощницей, говорит само за себя. Четырехразовое питание, в промежутках – кофе, чай, соки. Меню разнообразное. И татарские перемячи стряпали – такие же, как у нас, только тесто бездрожжевое. На завтрак – несколько видов каш, кукурузные хлопья, молоко, фруктовое молоко, масло. Из-за того, что в Финляндии постоянный дефицит солнца, все продукты обогащены витаминами.

А самый важный урок я получил, когда увидел, как в Финляндии относятся ко всему татарскому – бережно, аккуратно. Оказывается, подобные загородные лагеря существуют с 20-х годов XX века, еще прадеды нынешних финских татар там отдыхали!

Меня в “Трескуле” все дни не покидало ощущение, что я нахожусь среди родственников – такое домашнее отношение друг к другу. Если меня на следующий год пригласят в Финляндию, попробую привезти с собой несколько семипалатинских ребятишек. Точно знаю, нашим детям там будет комфортно. Татары ведь везде одинаковые, где бы они ни жили, – в Финляндии я в этом еще раз убедился!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи