Опубликовано: 3500

Страна нефтяного проклятия-2

Страна нефтяного проклятия-2

Сразу после Первой мировой войны Англо-Персидская нефтяная компания (АПНК) вздохнула спокойно: крупнейший производитель нефти в мире – Россия – был выключен из игры. Более того, на деньги Британии были созданы отряды интервентов, которые пытались взять под контроль Баку – нефтяную столицу России. Это даже получилось, но ненадолго. После истории с бакинскими комиссарами закавказские республики были освобождены

и присоединены к РСФСР.

АПНК процветала. Компания теперь продавала не просто нефть, а продукты ее переработки – бензин и керосин. По Альбиону как грибы после дождя появлялись бензоколонки с вывесками, изображающими логотип BP, дочерней компании АПНК, на фоне британского флага. Если в 1921 году таких бензоколонок было 69, то к 1925-му уже 6 тысяч. Компания наращивала транспортную сеть и танкерный флот, превращаясь в вертикально интегрированный комплекс.

АПНК пользовалась договором концессии, которую шах Персии еще в 1901 году подарил основателю компании Уильяму д’Арси на “добычу, разведку, разработку, переработку, экспорт и продажу натурального газа и нефти… в течение 60 лет”. За концессию д’Арси выплатил шахскому правительству 20 тысяч фунтов стерлингов и роялти – 16 процентов с продажи нефти.

– Англичане любят работать. А мы – наслаждаться прекрасным. Они любят сражения, а мы – покой. Это и позволило нам прийти к соглашению. Теперь нам не придется заботиться о безопасности наших границ. Англия берет на себя защиту Ирана. Англичане проложат дороги, построят дома, а вдобавок еще и заплатят нам. Потому что понимают, в какой степени мировая культура в долгу перед Ираном, – сказал дядя главного героя романа “Али и Нино”. Он считал, что договор между Персией и Британией сделает англичан рабами персов. Такая вот кристально чистая бредовая потребительская идея. Страна нефтяного проклятия

Естественно, все вышло наоборот. Персия жила под фактической оккупацией. А в 1941 году оккупация стала полной: в 1941 году СССР ввел войска в Южный Азербайджан – северную часть страны. А между делом англичане качали нефть. Масштабы добычи были нескромными: в 1950 году Иран произвел 242 миллиона баррелей (31 миллион тонн). Почти столько же тогда произвел Советский Союз – 38 миллионов тонн.

В 1925 году шахиншахом Персии стал Реза Пехлеви. Он объявил политику широкомасштабной модернизации и индустриализации, послал специалистов на обучение в Европу и другие страны, начал улучшать инфраструктуру, систему образования, строить железные и автомобильные дороги. Аграрная страна стала индустриализироваться и урбанизироваться.

И тут у него открылись глаза: деньги в стране есть, но ими распоряжается Лондон! Шахиншах потребовал пересмотра договора: сократить территорию концессии, отказаться от права на перевозку нефти, передать Персии часть акций.

Правительство Великобритании, которое было владельцем АПНК, посчитало запросы оборзевших персов чрезмерными. Вся иранская нефть была нужна империи! На интересы аборигенов никто внимания не обращал.

Безрезультатные переговоры продолжались четыре года.

Все это время Персия стремительно неслась к катастрофе. Началась инфляция. Сейчас это неудивительно, ведь Imperial Bank of Persia, который печатал иранские банкноты, принадлежал Сити. Великая депрессия уронила спрос на нефть, доходы страны падали. Но, как ни странно, они падали быстрее, чем доходы АПНК. В 1932 году Реза-шах отменил концессию. Суд Лиги наций признал право Ирана. Роялти было увеличено до 20 процентов. И, наконец, нефть для Ирана должна была продаваться по более низким ценам, чем для остальных потребителей.

Но контроль за исполнением нового договора АПНК оставила себе. Она сама выбирала, какие месторождения оставить, а какие отдать. Разумеется, себе компания забрала более богатые и перспективные, Ирану – уже отработанные и бедные. Сумма ежегодных выплат Персии оказалась меньше, чем налоговые отчисления в королевскую казну.

В 1947 году АНПК выплатила местным лишь 9 процентов от стоимости добытого сырья. А сумма только подоходного налога в Лондоне в 3 раза превышала все выплаты Тегерану. И самое главное – Британская империя сохранила для себя бесперебойный источник нефти…

Нефть всегда преподносят как основу развития для Казахстана. Из этого сектора экономики черпают деньги на строительство дорог, развитие медицины и образования, финансирование банков, промышленных предприятий и села. Роялти из Национального фонда мы регулярно проедаем, перекачивая в бюджет страны на текущие траты.

До половины наших госрасходов – это не налоги, а плата за право добычи нефти.

В нашем обществе уже сложилась потребительская модель поведения. Более того, часть “патриотов” вполне серьезно считает, что работать казахам не надо. Потому что мировая культура в долгу перед Великой степью. А все, что нужно для жизни, должны сделать иностранные компании, которым позволяют добывать полезные ископаемые. И зарабатывать…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи