Опубликовано: 9300

Страна мастеров

Страна мастеров

Hand made – ручная работа – чрезвычайно популярна в последнее время. В мире, заполненном вещами массового производства, очень хочется чего-то эксклюзивного, необычного, сохранившего тепло рук мастера. И пришло время вспомнить народные ремесла.

Откуда берутся люди, чьи руки творят шедевры? Кого-то научила бабушка, к которой ее умение тоже перешло по наследству. Кому-то довелось познакомиться с мастером – и учиться у него. Кто-то, увидев забавные вещицы, сам загорелся идеей смастерить что-то похожее своими руками.

Опять же, для одних увлечение так и остается просто увлечением, а для других становится делом всей жизни и – успешным бизнесом.

Возрождение – почти из пепла

– На западе республики и в Кызылорде делают казахские ковры, там держат породу овец, у которых отличная шерсть. На севере мастерят великолепную деревянную посуду, украшают ее медью, камнем еще с тех времен, когда фарфор могли позволить себе только богатые люди, – говорит президент Алматинской палаты ремесел Римма НУРТАЕВА. – Но возродить исконные народные ремесла нам помогли… американцы. Первые ярмарки народных ремесел проводили ближе к Рождеству, потому что покупали в основном иностранцы. Когда грянул кризис, я думала, будет очень сложно. Но поток посетителей не прекратился. Интересно, что, когда все хорошо зарабатывали, многие ремесленники занимались другой работой, а теперь вернулись. Могу сказать: ремесло – надежная вещь, если ты ему посвящаешь себя. На этом можно зарабатывать, и довольно стабильно!

В 2006 году фонд “Евразия Центральной Азии” (ФЕЦА) вплотную занялся развитием и исследованием в ремесленном секторе Казахстана через программу “Развитие ремесел и возрождение народных художественных промыслов в Казахстане”. Главные направления этой программы – улучшение качества изделий казахстанских мастеров и создание сети ремесленников в республике. В 2008 году в Казахстане созданы два ресурсных центра для ремесленников – в Усть-Каменогорске и в Шымкенте.

– Мы работаем не только с состоявшимися мастерами, но и обучаем желающих – и не только ремеслу, но и маркетингу. Ремесленники хорошо умеют творить, но не всегда умеют продавать свои изделия. Этим, в идеале, должны заниматься ресурсные центры, – рассказывает программный ассистент Дина САЙФУТДИНОВА.

За три года существования программы более 400 мастеров бесплатно прошли тренинги, познакомились с новыми технологиями дизайна и производством ремесленной продукции.

– Первые тренинги проводили по ковроткачеству и войлоку – это традиционное ремесло казахов, но оно в последние годы активно стало развиваться в Киргизии, – говорит координатор программы “Развитие ремесел и возрождение народных художественных промыслов в Казахстане”, мастер по войлоку Татьяна ГУСЕВА. – И через три года наши ученики стали делать продукцию, которую можно выставлять и с которой можно конкурировать с киргизами. Выросла плеяда мастеров, которые выставляют свои работы в салонах Алматы, а также на ярмарках.

– Мы стали изготавливать накидки, жилетки, шапки, перчатки, пальто. Наши изделия стали покупать даже зажиточные люди – это стало модным. Когда я проводила анкетирование, то пришла к выводу, что ярмарки посещают с желанием найти себе мастера. Тогда у покупателя есть право выбора материала, эскиза. Мы в Шебер-ауле знаете, как выживали? Делали пинетки для детей, а для взрослых – войлочные тапочки! Войлочные соединения, оказывается, очень благотворно действуют на нервную систему. Когда носишь такие тапочки, подошвы словно благодарят тебя, – говорит Нуртаева.

Продолжение Шелкового пути

Сегодня многое из тех товаров, что продавались на казахстанской территории Великого Шелкового пути, можно найти на местных ярмарках.

– Когда возникали города на перекрестке путей, кто там первый сидел? Ремесленники! Когда караваны проходили, казахов искали по блеску серебра, по кожаным изделиям и по толстым коврам! – просвещает нас Римма Нуртаева. – И сегодня иностранцы – основные наши покупатели. Я помню, когда еще только училась у одной мастерицы вязать большие платки из верблюжьей шерсти, выставила их на продажу. Подошел японец, лежали три платка  – один ее и два мои. И он смотрел, вертел, нюхал, они пахли натуральной шерстью, мои были грубее, не такие изящные, но он выбрал мои. Я от радости чуть не умерла! Для меня было странным, что иностранцам нужны наши вещи. Все размышляла, почему они это покупают? Потом поняла – это же все натуральное! То, что от природы да еще своими руками сделано, очень полезно. Иностранцы это ценят.

Глава Алматинской палаты ремесел Римма Нуртаева дважды выигрывала государственный грант на обучение ремеслу женщин-инвалидов и больных сахарным диабетом:

– Мы научили их делать пинетки, шарфы, теперь они могут дополнительно зарабатывать к своей пенсии.

По данным общественного фонда “Наше наследие”, сегодня в Казахстане насчитывается около 900 ремесленников. Из них мастеров в возрасте до 30 лет – менее 20 процентов. Больше всего официально зарегистрированных ремесленников проживает в Западном Казахстане.

В Казахстане всего пять ремесленников, имеющих “Знак качества” ЮНЕСКО, – ювелиры Аман Мукажанов и Сержан Баширов, резчица по дереву Людмила Косова из Караганды, вышивальщик Зейнелхан Мухамеджан и Татьяна Гусева, специалист по войлоку.

– Там есть несколько критериев отбора, – говорит Гусева, – работы должны быть из натурального сырья, без применения красителей, выполнены в традиционной технике, но с присутствием инновационных элементов. И сертификат получает не мастер, а конкретное его изделие. Данные об этом изделии публикуются на сайте ЮНЕСКО, раз в четыре года обладатели “Знака качества” приглашаются на большую ремесленную ярмарку в Париж. В прошлом году оценочная комиссия заседала в Иране, в 2010 году будет в Алматы.

20 лет “на крючке”

Таких мастеров, как Зейнелхан Мухамеджан, в стране можно пересчитать по пальцам. Он тот человек, с чьим именем связано возрождение “бискесте” – национальной вышивки крючком. Он является автором книги “Казахская вышивка”.

В 1978 году Зейнелхан окончил художественное училище и искал свою творческую дорожку. Однажды увидел, как жена вышивает, заинтересовался – и попал “на крючок”! Да так увлекся вышивкой крючком, что перещеголял супругу в этом деле! Выставки работ Мухамеджана проходили в Алматы, Москве, Париже. В этом году его работы были отправлены на британский аукцион "Сотбис”, а в прошлом году произведения казахского мастера быстро разошлись на “Кристис”.

В 1992 году Зейнелхан Мухамеджан, чье имя можно смело заносить в летопись отечественного прикладного искусства, переехал на историческую родину из Монголии, около 10 лет привыкал к новой жизни в Казахстане, работал чабаном.

– Помню, когда только приехал, объяснил, что я художник. Бригадир колхоза сказал: “Хочешь работать чабаном, мы тебе поможем! А что за профессия – художник?”. Когда я участвовал в первых выставках, мне говорили – мол, не было такой техники у казахов, это монгольское! Но эту технику на самом деле сохранили только монгольские казахи. Сегодня люди смотрят на мои работы и спрашивают: “Это живопись? Ой, оказывается, вышивка!”.

Когда люди узнают, что автор заинтересовавших их вышитых картин – мужчина, очень удивляются. Зейнелхан привык слышать, что он “занимается женским делом”, впрочем, мастера это не обижает.

– Искусство не может делиться на женское и мужское! Гобелены ведь мужчины делали! Я почти 20 лет занимаюсь вышивкой. Терпения у меня всегда хватает, я люблю эту работу и получаю огромное удовольствие.

Зейнелхан вышивает шелковыми нитями, на картину уходит примерно месяц. Мухамеджан – один из пяти казахстанцев, чьи работы отмечены “Знаком качества” ЮНЕСКО.

– Вот последняя работа, я ее назвал “Солнце в степи”, здесь и древо жизни, и бесконечный круг изображены, – демонстрирует мастер. – Степь и все, что с ней связано, – это мои любимые темы, также мне интересны исторические персонажи: есть картины, изображающие Коркыта-ата, Кюль-Тегина из Тюркского каганата.

Обитель мастеров

Недалеко от Алматы спряталась в горах целая деревня ремесленников – Шебер-аул.

В пяти трехэтажных жилых домах живут люди особой профессии, все они ремесленники! И природа, и мастера-соседи – все здесь располагает к творчеству.

– Бывший поселок энергетиков полностью отдали нам. Тут все занимаются народным прикладным искусством, – рассказывает один из жителей Шебер-аула Айдар МОЛДАХАН.

Айдар пригласил нас в свою мастерскую, которой служит кузовная часть переоборудованного старенького “Урала”. Айдар мастерит в основном седла и ювелирные изделия из серебра. Спросом пользуются его музыкальные инструменты из дерева, декоративные сабли. Занимается он и резьбой по дереву, по кости, тиснением кожи – всего около 400 изделий в его творческом “ассортименте”.

Сегодня Шебер-аул является национальной достопримечательностью и входит в программу туристских маршрутов.

Мастерство прокормит!

Одни предпочитают работать самостоятельно, другие, наоборот, объединяются в клубы по интересам. Алматинка Татьяна АНДРЕЙЧУК создала клуб “Светлица”, где обучает желающих вышивке, пэчворку и другим видам рукоделия. Теплая, задушевная обстановка, нитки и ткани – что еще надо рукодельницам?

– Татьяна, вы всех берете в свой клуб?

– Самой младшей у нас – 16 лет, старшей – 74 года. Надо сказать, сейчас рынок насыщен готовыми товарами, люди меньше вяжут и шьют. Раньше это делали потому, что нечего было надеть, сейчас сами шьют только те, кто хочет выделиться. Год назад познакомилась с женщиной из Голландии – она увидела мои работы в Интернете и так загорелась, что у себя там пошла на курсы. Этим летом приезжала в Алматы, показывала мне то, что уже сама научилась делать.

Договорились, что я буду вести для нее онлайн-курсы.

– Скажите, можно ли заработать своим ремеслом?

– Я живой тому пример! Если бы мне еще чуть-чуть деловой хватки… Сейчас я выставляю свои изделия на сайте в Интернете, и они пользуются спросом у иностранцев. Наш клиент еще до этого не созрел. За 10 лет участия в выставках мы поняли, что интересует нашего покупателя. Начали пользоваться популярностью детские одеяла, это вещь недорогая по цене, размер у них стандартный, и всегда пригодится для подарка. Покрывало на двуспальную кровать будет стоить в Казахстане максимум 300 долларов, а на Западе – на один ноль больше!

Разворот подготовили Марина ХЕГАЙ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи