Опубликовано: 560

Стойкие оловянные батыры: мастер из Нур-Султана создает уникальные коллекции казахских воинов

Стойкие оловянные батыры: мастер из Нур-Султана создает уникальные коллекции казахских воинов Фото - Фото Назгуль АБЖЕКЕНОВОЙ

Что объединяет европейских рыцарей и казахских батыров? Искусство! Представители разных эпох и сословий, словно члены одной семьи, рождаются в работах столичного мастера Ернара НУРМАГАМБЕТОВА. “КАРАВАН” заглянул в мастерскую и узнал, как оживает история в олове и краске.

Римляне и кыпчаки в одной компании

На День батыра, празднуемый в Казахстане 7 мая, римляне, греки и рыцари Средневековья отправились из цеха нашего героя прямиком на столы политологов одного крупного института. Другие герои, созданные руками Ернара Нурмагамбетова и его командой, украсили десятки коллекций любителей старины и ценителей военной истории в Казахстане и за рубежом.

Аккуратно прохожу в мастерскую Ернара и чувствую укол копьем.

– Это линейка казахских батыров. Вот это кыпчак, в защитной маске, ламинарных доспехах – кожаных, пластинчатых. Взгляните, какой айбалта (среднеазиатский боевой топор с лезвием, напоминающим полумесяц, и обухом. – Прим. авт.)! – показывает мне своих героев Ернар.
– Все детали на воинах – от оружия до обмундирования исторически достоверны. Мы создаем их по музейным коллекциям, реконструкциям историков, данным археологических раскопок.

А началось всё с детского увлечения, когда двоюродный брат дарил Ернару солдатиков.

– Набралось несколько коллекций. А в 2009 году мы переехали в столицу, начали собирать воинов разных эпох уже вместе с сыном. Я хотел, чтобы через это хобби он постигал историю родины и мира. В 2015 году я запустил первую коллекцию батыров второй половины XV – начала XVI веков – в честь 550-летия Казахского ханства, – рассказывает мастер и останавливает взгляд на алдаспане, большой сабле с расширением полотна в конце для усиления силы удара. Земля батыров ждет туристов: кем были национальные герои казахов

Каждая модель имеет свой номер, внутри коробки – книжка на трех языках с кратким описанием военного экземпляра.

– На первый взгляд, фигуры воинов похожи, но на самом деле нет ни одной одинаковой. Процесс изготовления каждой – очень трудоемкий. Сначала изучается тема, готовится эскиз, как статуэтка будет стоять, во что будет облачена. Далее идет лепка: в зависимости от сложности, количества деталей она занимает от двух месяцев до года. Потом покраска, сушка, и, наконец, воин предстает во всей красе и во всем облачении, – делится особенностями процесса мастер.

– Поначалу мы заказывали формы для лепок формовщикам Санкт-Петербурга, который считается столицей военно-исторического искусства. Сейчас образы будущих героев мы формируем сами, приобрели оборудование. Например, дегазатор, – продолжает Ернар.

И тамга аргынов на знамени

На все фигурки действует бессрочная гарантия. После изготовления 1 тысячи экземпляров военно-исторической миниатюры воинов форма уничтожается – для повышения коллекционной ценности.

– Через 10 лет такие коллекции будут считаться редкими. Есть и миниатюры с небольшим тиражом. Средняя стоимость одной фигурки – 4 тысячи тенге. Если делать небольшой тираж (1–5 экземпляров), то цена может составлять 10–15 тысяч долларов за каждую!
Мне же приходится продавать свои произведения на грани себестоимости: коллекционирование в Казахстане – нерентабельный бизнес, здесь нет того количества коллекционеров, что есть в Европе, Китае или России. Хотя интерес к военной истории в образе ратных дел мастеров постепенно повышается и у нас. Когда я только начинал заниматься этим делом, знал 5–6 ценителей, а сейчас их более 200, в том числе студенты и дети, – отмечает собеседник и продолжает показывать своих героев. Вот рядовой роты почетного караула, а рядом – знаменосец рода керей. По соседству – воины с тамгой аргынов.

– На знамени вы видите тамгу представителей этого рода, хотя, если сохранять полную историческую достоверность, тамгу на знамя не ставили. Но это просто подарочная вер-сия, – поясняет Ернар.

Кстати, диорама декорирована бирюзой, добытой в Карагандинской области.

– Все диорамы украшены нашими родными казахстанскими камнями – агатом, аметистом, хризопразами. Взгляните на доспехи этого воина: на нем шекпен (камзол) с укороченными рукавами, снизу – кольчуга, а под ней – рубаха. Вместе с сапогами и шлемом эти детали одежды воссозданы по музейному экспонату XV–XVI веков. А здесь в самом разгаре сражение казахских батыров с джунгарами, –
продолжает Ернар, указывая на масштабную диораму.

Отметим, у большинства фигурок коллекционный масштаб – 54 миллиметра (1:30) – самый распространенный среди производителей и знатоков военно-исторической миниатюры. Рост фигурки учитывается от уровня стопы до уровня глаз.

– Я создал серию из 10 фигурок: 8 воинов спешенных и 2 всадника.

Знаменосцы-всадники – Керей-хан и Жанибек-хан – основатели Казахского ханства. Есть в моей коллекции и Томирис, царица массагетов. Наряду с военными коллекциями у меня есть и “мирная серия”: девушки и бабушки в национальных костюмах, шаманы, беркутчи. Всего было создано 15 видов миниатюр.

От рыцарей до наемников

Вместе с прославленными казахскими героями на полках мастерской стоят ратники времен Древней Греции и Древнего Рима, китайские воины, самураи, сарацины (из племени бедуинов), монахи, рыцари.

– Мы закупаем соответствующие фигурки у других производителей, красим их и после перепродаем либо делаем диорамы. Хотя большинству заказчиков нравятся непокрашенные герои, оставшиеся предпочитают получить готовые экземпляры.

…На вас взирает князь Меншиков – фаворит Петра I. И в его одежде, в одеяниях других фигур, в сопутствующей экипировке использованы исторически достоверные цвета: красные гольфы, бирюзовый кафтан. Или рыцарь – Иоанн II Добрый, король Франции XIV века, на его щите расписаны золотые лилии на лазурном поле. А вот воин одного из швейцарских кантонов (у представителя каждого кантона в XVI веке была своя одежда и эмблема), рассказывает мастер.

– А это сигнифер – офицер древнеримской армии, несущий эмблему когорты, манипулы и центурии (подразделений). Мы запечатлели символ одной когорты – медвежью шкуру, и даже эмоции постарались передать. Рядом во всеоружии стоят фракийцы. А здесь македонский гоплит – тяжеловооруженный пеший воин. За ним – викинг на коне и польский крылатый гусар. А вот и ландскнехт – немецкий наемный солдат-пехотинец эпохи Возрождения, – рассказывает мастер.

Кстати, именно этим наемникам мы обязаны происхождением слова "бандит". Дело в том, что ландскнехты одевались очень вычурно, при этом единой формы у них не было.

– И чтобы не принять наемника из вражеского стана за своего, их обязали повязывать банты – по-немецки “банд”. Для мирных граждан эти солдаты были полным синонимом преступников, ведь они грабили и убивали. Ландскнехты исчезли в 1670 году, а слово "банды" навсегда закрепилось в нашем лексиконе… Еще мы создали отряды амазонок. Такое вот разнообразие миров и воинов в одном пространстве, – сказал в заключение Ернар Нурмагамбетов.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи