Опубликовано: 1200

Справедливости не найти?

Более полутора лет не может жительница Кызылорды Татьяна Кривошеина добиться справедливости и получить назначенную судом сумму ущерба.

Машинист башенного крана – профессия для женщины, скажем, не совсем обычная. Представительниц слабого пола, работающих на высоте, в Кызылорде по пальцам пересчитать. Татьяне Кривошеиной совсем немного осталось до пенсии, но она не хочет оставлять свою работу. Несмотря даже на пошатнувшееся здоровье. А оно, здоровье, дает сбой после дорожного происшествия, происшедшего по вине пьяного водителя.

– В ноябре 2008 года мы строили в Байконыре школу, – рассказывает Татьяна Кривошеина. – Я возвращалась домой с работы и возле автобусной остановки на обочине меня сбила машина “Опель Вектра”. За рулем был житель Байконыра Берикбек Калмаханов. С места ДТП он скрылся. Сотрудники ГИБДД при УВД РФ виновника нашли и доставили в наркопост. Установлено, что управлял он машиной в состоянии алкогольного опьянения. В суде Калмаханов свою вину признал полностью. После полученных травм – ушиб правого бедра, голени, грудного отдела позвоночника – я проходила амбулаторное лечение в течение месяца. Учитывая, что у меня еще и сахарный диабет, состояние здоровья было неважным. Обострилась старая болезнь, и меня прооперировали, на лечение ушло еще три месяца. Виновник всех моих бед какой-либо помощи не оказал. Пришлось обращаться в суд с иском о возмещении морального и материального ущерба. Суд посчитал, что иск подлежит частичному удовлетворению – ответчик должен возместить сумму недополученной заработной платы за время болезни – чуть более 20 тысяч тенге, и компенсацию морального вреда в сумме 40 тысяч. И тут началась откровенная волокита. Ответчик, бывший сотрудник правоохранительных органов, являясь гражданином Казахстана, работает инженером в российском филиале научно-производственной фирмы “Космотранс”. Исполнительный лист и судебный приказ о взыскании долга эта фирма вернула в Байконырский отдел судебных исполнителей с припиской, цитирую: “Вынуждены вернуть судебный приказ в связи с невозможностью его исполнения. Наше предприятие является российским государственным предприятием и осуществляет решения судебных органов РФ. Для исполнения решения суда просим оформить исполнительные документы в соответствии со статьей №53 Минской конвенции”. Все. Никто не может объяснить мне, куда следует обращаться, что делать дальше. Выходит, виновника наезда увели от ответственности? В “Караван” я обратилась от безысходности. Гражданин Казахстана в пьяном виде сбивает такого же гражданина, а взыскать ущерб нельзя из-за того, что ответчик работает на предприятии другого государства. Но эта фирма находится на нашей территории и обязана исполнять законы Казахстана.

“Караван” не раз писал, как в Байконыре, пользуясь особым статусом космодрома, откровенно нарушают права казахстанцев. Совсем недавно местные власти издали документ, по которому гражданам Казахстана, работающим в городе, но прописанным в прилегающих к нему поселках, не должны оплачиваться больничные листы. Лишь людское возмущение заставило отменить решение. И таких примеров – уйма.

По просьбе Татьяны Кривошеиной мы нашли эту самую Минскую конвенцию о правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Согласно статье №53, ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство суду, компетентному вынести решение. Витиевато, но ясно – чтобы найти справедливость, гражданке Казахстана Татьяне Кривошеиной придется еще долго обивать пороги судебных инстанций.

Елибай ДЖИКИБАЕВ, Кызылорда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи