Опубликовано: 3800

Смотрите и учитесь!

Смотрите и учитесь!

К 27 годам Кенжегул Сейтжан успел окончить КазНУ, выучить четыре языка, в том числе английский и японский, побывать в нескольких странах и создать общественную организацию. Сейчас он обычный учитель истории обычной средней школы поселка Алатау в пригороде Алматы.

В этом нет ничего необычного, кроме одного обстоятельства: Кенжегул с детства слепой.

– В нашей стране человеку, лишенному зрения, жить очень трудно, – моя собеседница Салтанат, симпатичная, модно одетая девушка, смотрит не в лицо, а немного в сторону: она почти ничего не видит. – Выйдите на трассу в час пик, закройте глаза и сделайте шаг вперед. Потом еще один. Страшно? Мы делаем это каждый день. В центре города почти все светофоры без специальных звуковых сигналов, нет их в открывающихся дверях автобуса. Если на остановке стоит одинокий человек с белой тростью, водитель, скорее всего, проедет мимо...

Мы разговариваем с Салтанат в зале библиотеки Казахского общества слепых (КОС), где НПО “Жигер”, организованное Кенжегулом Сейтжаном, устроило церемонию вручения сертификатов тем, кто прошел курс обучения по переводу обычных компьютерных текстов на шрифт Брайля. Это специальный рельефно-точечный шрифт, позволяющий слепым людям читать – буквы выпуклые, и “читают” их руками.

Выпускникам курсов пожимает руку пожилой господин в строгом костюме, его зовут Тесуджи Танака. Он специально приехал из Японии, чтобы поздравить первых специалистов, подготовленных на деньги его благотворительной организации.

– Мы с другом создали “Жигер” в 2007 году, – улыбается Кенжегул, – потом я выиграл грант японского правительства и поехал на 10-месячные курсы лидеров, знаете, это очень помогло. В азиатских странах людям, лишенным зрения, помогают включиться в общество. Даже те, кто лишен зрения, хотят получать больше информации, хотят получить образование...

В центральной библиотеке КОС – 50 тысяч книг на шрифте Брайля, но учебников среди них нет. Когда Кенжегул учился в университете, то его мама, Жамаш Сейт­жановна, просто начитывала ему учебники на кассеты – десятки книг.

– Перед экзаменом я все заучивал наизусть. Дома до сих пор лежит 300 кассет. Я поступил на казахское отделение, но учебники там были только русские. Так я освоил второй язык, – говорит Кенжегул.

Он самый младший в семье, у него 16 сестер и 3 брата!

– Мне все помогали,– говорит он, – и я тоже решил помочь людям.

В прошлом году впервые казахстанский вуз – медицинский университет – открыл группу для незрячих студентов на специальность “лечебный массаж”. Но молодые люди получают образование и в других местах. Айнура Айжанова, например, окончила педагогический институт:

– Когда конспектируешь речь учителя шрифтом Брайля – специальной палочкой протыкаешь бумагу, – раздается негромкий стук. Другие студенты сначала не понимали и даже раздражались, потом привыкли. Но без учебников все равно трудно... – говорит она.

Тексты для слепых есть и в Интернете, но специальный прин­тер со шрифтом Брайля стоит около миллиона тенге!

Ребята из “Жигера” нашли деньги и на принтеры, и на обучение нескольких слабовидящих ребят работе на специальных клавиатурах и дисплеях. Теперь они умеют распечатывать любые тексты.

– Если кому-то из студентов нужно, – говорит Кенжегул, – могут обращаться к нам. Это все бесплатно – так записано у нас в уставе. Очень хочется помочь тем, кто лишен зрения, и дать им возможность учиться!

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ, Тахир САСЫКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи