Опубликовано: 1800

Сходить в супермаркет – и не разориться

Соблазн залезть в наш кошелек велик для некоторых работников прилавка – будь то продавщица в сельском ларьке или кассирша в крупном супермаркете. Тем более что способов обмана, обвеса и даже вымогательства очень много.

Мы расскажем о самых распространенных.

Способ первый: бдительный

Способ, о котором пойдет речь, довольно сложен, так как требует сговора кассира с охраной. Схема комбинации проста: кассир просто не пробивает одну единицу купленного вами товара, например, небольшую баночку дорогого кофе. Вы этого и не заметите, особенно если набрали полную тележку. Но охрана – тут как тут! Секьюрити просматривает чек и обнаруживает неоплаченный кофе. Поднимает шум, вас задерживают и предлагают… обойтись без милиции, а просто оплатить “украденный” товар в тройном размере!

Понятно, что две цены из трех, вами заплаченных, пойдут в карман охраннику в награду за проявленную бдительность. Ну и кассирше – за “невнимательность”.

– Соглашайтесь оплатить товар в единичном размере, но никак не в тройном. Охране самой не интересно усугубление конфликта, они просто хотят “срубить денег”, – советует юрист Михаил Кленчин. – Запугивать уголовной ответственностью охранники также не имеют права. За мелкое хищение предусмотрено административное наказание – и надо еще доказать, что человек вынес тот или иной товар именно с умыслом.

Кроме того, бдительные охранники могут “поймать” вас с жевательной резинкой, пачкой чипсов, шоколадкой или еще с чем-то, валяющимся в сумке неизвестно с какого времени и купленным ну уж точно не в этом супермаркете.

– Если товар в вашей сумке действительно куплен в другом месте, вызывайте администратора. И требуйте товаросопроводительные документы на данный товар, где будут указаны дата производства и маркировочный код, который индивидуален для каждой партии товара, – пояснил ситуацию юрист Алматинского областного общества защиты прав потребителей Аркадий Рубцов. – И помните: охранник или администрация магазина не имеют права взыскивать с вас штраф, требовать немедленного погашения ущерба, досматривать сумки. Они могут только задержать до приезда полицейских.

Но вы и сами имеете право вызвать полицейских. И написать заявление о вымогательстве с вас денежных средств со стороны охранников магазина.

Способ второй: товар за двойную цену

Обсчитывают нас довольно часто. Особенно, когда “отовариваешься” от души, на полную тележку. Нередко практикуется такой вид обсчета, как “лишняя покупка”, – вам дважды считают один и тот же кусок мыла или пачку творога.

Такое возможно, если администрация супермаркета не слишком бдительно следит за кассирами – ведь они должны сдать в кассу именно столько денег, сколько пробили, а пробивают сейчас товар через сканеры. “Ошибиться” могут и в том случае, когда штрихкод в кассовый аппарат вводят вручную, – тогда можно пробить подороже.

Если вы тут же, у кассы, обнаружили, что вас обсчитали, заявите об этом кассиру. Если конфликт разрешить не удается, вызывайте администратора.

Вообще-то, в Кодексе об административных правонарушениях есть 159-я статья, согласно которой за обсчет или другой обман на сумму, не превышающую одну третью часть месячного расчетного показателя (1 МРП сейчас – 1030 тенге), магазин или его сотрудник привлекается к административной ответственности. В случае же, если ущерб потребителю (обсчет, обвешивание и т.д.) нанесен в крупном размере (не менее 3 МРП), то кассира могут привлечь и к уголовной ответственности. Хотя, конечно, до этого практически не доходит.

Ведь нужно вызвать полицейских, которые бы сняли кассу, составили протокол… В общем, проще получить свои деньги и уйти.

Способ третий: упаковка по цене осетрины

Выявить обвес в большом магазине довольно сложно. Фокус в том, что уже расфасованные товары оцениваются не по массе нетто, а по массе брутто. Это означает, что за каждый грамм пластиковой упаковки покупатель платит по цене, скажем, завернутой в нее осетрины. Вроде мелочь, а в масштабах магазина набегает неплохо.

Есть и другой способ обвеса. Многие продукты – особенно фрукты и овощи – имеют свойство усыхать и терять при этом в весе. Чтобы процесс усушки происходил без ущерба для хозяина магазина, фрукты-овощи сразу же фасуются в пакеты, на них наклеиваются этикетки с весом и стоимостью. И там, где указано “1 кг”, содержимого может оказаться граммов 900. Имеет смысл перевесить все упакованное, чтобы не платить за воздух.

Способ четвертый: цена и ценник – что больше?

Случается, что цена, указанная на ценнике, отличается от той, что пробивают на кассах. Как конфиденциально пояснила нам менеджер одного из супермаркетов, в крупных сетях такое бывает по халатности продавцов, которые вовремя не сменили ценники. В этом случае покупатель вправе отказаться от товара и получить обратно свои деньги.

Но особенно обидно платить больше, когда речь идет о широко разрекламированных скидках. Тут уже слабо верится в ошибку продавца, скорее всего, это уловка супермаркета.

Способ пятый: по науке

Это трудно назвать обманом. Вас просто вынуждают покупать больше, чем вам нужно, используя при этом строго научный психологический подход.

И в результате, приходя за хлебом, покупатель заодно берет конфеты, орешки, сок и многое другое, ему ненужное. В 70 процентах случаев решение о покупке принимается в магазине.

– Большое значение имеет расположение товара на полках. Наиболее выгодным местом для любого товара является “золотая” полка, находящаяся на высоте от уровня груди до уровня лба человека, – делятся секретами работники магазинов. – И производители договариваются с супермаркетами о том, на какой именно полке будет располагаться их товар – за плату. Год назад в алматинских супермаркетах “золотой метр” стоил около 100 долларов, а если поставщик хотел поставить дополнительное оборудование, например, брендированную полку, то выкладывал около 200 долларов в месяц.

В то же время товары детской категории – яркие хлопья, шоколадные яйца, конфеты – удобно располагать пониже, чтобы ребенку было удобно дотянуться до них и взять понравившийся товар самостоятельно.

Еще одно “золотое” место – полки возле кассы. Желание купить какую-то мелочь вроде жевательной резинки или шоколадки возникает импульсивно. И касса – такое место, где человек может принять последнее решение о покупке.

Кроме того, в любом супермаркете отделы располагают таким образом, что наиболее посещаемые отделы – хлебный, мясной, молочный – расположены в разных концах зала, чтобы заставить покупателя пройти через весь зал. Не важно, зачем он пришел в магазин – все равно пройдет мимо полок с игрушками, посудой, сувенирами и прочим. И, возможно, что-нибудь купит.

Анна ПАВЛОВА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи