Опубликовано: 2100

Синяя радость: сливы из Казахстана не ценят на родине, но массово скупают в России

Синяя радость: сливы из Казахстана не ценят на родине, но массово скупают в России Фото - Адиль УРМАНОВ

– Во, смотри, какое яйцо! – хозяин вылавливает из наваленных в кучу иссиня-черных плодов один, покрупнее. – Это чернослив. Настоящий. Первый урожай, потому он еще мелкий. Через три года приедешь – будут крупнее.

Талгат Толемдиев ведет меня по молодому фруктовому саду через заросли сорняков. Группа молодых людей перебирает урожай. На сетке навалена в два гурта слива. Хорошие плоды идут в ящики, брак – в сторону.

Городскому жителю, привыкшему брать фрукты не тоннами, а килограммами, тяжело видеть, как нормальные с виду плоды выкидывают под ноги. В траве по всему участку, где идет работа, синеют фруктовые лепешки. Десятки кило. Но это отходы. С них денег не заработаешь.

– Основную часть мы собрали вчера, – говорит, как бы оправдываясь, хозяин сада. – Хорошо, успели. Наняли две бригады сезонных рабочих и за три дня, пока стояла хорошая погода, управились. Большая часть урожая поставлена на хранение в холодильник. Всё, теперь к фруктам никто не прикасается. А здесь в гуртах лежат остатки. Мы рассчитывали собрать от силы 25 тонн. Вышло свыше 30. Из-за этого с тарой не рассчитали. Пришлось складывать в гурты на пленке. Сейчас должны привезти еще ящики, остатки упакуем и тоже отправим в холодильник.

– Где берете тару?

– Б/у, из Бишкека. 200 тенге штука. Ее сделали в Узбекистане, упаковали в нее фрукты и привезли в Кыргызстан. У нас, оказывается, проблема с ящиками. На тару идет самое дешевое дерево – тополь. Но такие в Казахстане не делают. А нам они нужны.

Наши не ценят

Талгат Толемдиев – владелец единственного в Кордайском районе Жамбылской области сливового сада. В районе у него несколько магазинов, 4 детских сада, свой скот, техника, еще выращивает кукурузу. Такое вот многопрофильное хозяйство.

Но за счет универсальности он получает устойчивость: одно направление развивается, тащит за собой другие. По его словам, к идее выращивать именно сливу пришел 15 лет назад.

– Я сам возил фрукты из Кыргызстана в Россию. В основном яблоки иссык-кульские, – рассказывает предприниматель. – И вот такая картина: на базе стоят десятки фур с яблоками, персиками, бананами. Но никто не предлагает сливы. Почему? Фрукт очень нежный. Большая часть сортов – не лежкие. Поэтому зимой цена на сливу подскакивает в разы. Но, чтобы продать в это время, надо сначала посадить деревья специальных сортов, затем заложить урожай в холодильник и не беспокоить до холодов.

Плода можно коснуться только раз – когда срываешь его с дерева. Если постоянно перебирать, всё – товар пропадет.

Вывозить на продажу тоже надо в рефрижераторе, чтобы не нарушить определенный климат хранения. К этому времени слива наберет сахар и аромат. В общем, приобретет товарный вид.

– И где будете продавать свой урожай?

– В России. Наверное, в Новосибирске.

– А почему не у нас в стране?

– К сожалению, наши пока не ценят чернослив. Фрукт он и есть фрукт. Можно вместо него яблоко съесть или персик. В России не так. Там понимают толк в хорошем товаре.

Нам же Нурсултан Абишевич сказал, чтобы мы вывозили свою продукцию за рубеж и привозили валюту. Вот этим я и буду заниматься.

В общем, реализация Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2016–2020 годы на практике.

Миллионы на фруктах

Сад делится на две части: большой участок в 12 га засажен ранними сортами сливы. Урожай он дает уже в конце мая.

– В первом саду я все сделал документально. В 2010 году засадил участок. Зафиксировал все расходы и проделанную работу. А тут как раз началась государственная программа по субсидированию. Подал документы в акимат, и часть затрат мне из бюджета вернули. Платили всего 5 лет. Хотя я даже не рассчитывал на такую помощь. Но, спасибо, помогли хорошо, – говорит хозяин сада. – Пять лет назад засадил второй участок – 5 гектаров.

У частника нашли саженцы сорта “стенли”. Это зимний сорт сливы, лежкий, пригодный к хранению. Думали, что и на него будут субсидии. Оказалось, что этот сорт не проходит по госпрограмме.

Да и сама программа была переписана. В итоге денег я не получил. С другой стороны, особо на помощь я и не рассчитывал. Почему новая аграрная программа станет началом конца для множества высокопоставленных чиновников

Судя по словам Талгата Толемдиева, выручка от продажи раннего урожая идет на оплату расходов по второму участку. Видно, что хозяин считает его более ценным и перспективным в будущем. Ранняя слива, хоть и занимает большую площадь, прибыль она может дать меньше, так как на рынке конкурирует с импортной из Узбекистана.

Слива будет храниться в холодильнике до декабря. К Новому году ее повезут в Россию. И там, считает Толемдиев, он будет единственным продавцом такого товара.

Если цена сейчас 300–350 тенге, то зимой она вырастет до 1 000 тенге за килограмм. 30 тонн дадут 30 миллионов выручки.

Такой доход окупит все расходы за пять лет терпения. Еще и на бананы детям останется.

Кстати, о детях

Предприниматель тоже считает, что падалицу нельзя оставлять на земле просто так. Свежие пока фрукты надо немедленно перерабатывать на варенье, джем, пастилу или сушить, чтобы зимой из сухо­фруктов делать компоты для питания детей в детсадах.

С виду кажется, что весь сад зарос сорняком-кураем. Сначала даже возникает ощущение, что его запустили. Оказалось, растительность не убирают специально. Ее главное назначение – сохранить влагу в земле. Вначале предприниматель хотел использовать капельное орошение для полива. Подсчитали. Решили, что дорого. Остановились на арычном поливе. Благо канал проходит по границе участка.

Более того, сорняки – это дополнительный доход для хозяйства. На краю сада лежит около 20 рулонов скошенного сена. Видно, что его убирали тут же, между рядами. Фермеры Алматинской области возрождают славу помидоров

– Это разнотравье. Скот хорошо его ест. Смотри, тюк у нас стоит 400 тенге. В рулоне 20 тюков. Вот и считай, сколько здесь денег лежит. Но это так, на всякий случай. На самом деле весь этот курай мы пропустим через дробилку и получим замечательный корм для овец, лошадей и коров. Всю зиму кормиться будут. Ведь на селе как: что летом дрова – то зимой еда! – рассказывает предприниматель.

В это время подъезжает раздолбанный ЗИЛ-130. Из его кузова рабочие начинают выкидывать ящики. Попал мимо зарослей – минус 200 тенге. Потом еще 200. Еще. Прямо на глазах у хозяина. У него в глазах боль.

– Эй, вы что делаете?! Нормально скидывайте! Не бейте ящики! – Талгат сам кидается собирать разлетевшуюся тару. Собрал.

– Надо самим их делать. Поставим лесопилку и будем собирать.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи