Опубликовано: 5800

Школа Президента

Школа Президента

Мало кто знает, что есть в этой школе весьма необычный музей. Он небольшой, всего одна комната. Один из самых ценных экспонатов – пожелтевший от времени школьный журнал, в котором выведены итоговые годовые оценки выпускников 1958 года. Напротив фамилии Назарбаев – сплошь пятерки, лишь одна четверка по русскому языку. Учителя вспоминают, что выпускник Назарбаев тянул на золотую медаль, но… помешала лишняя запятая в выпускном сочинении. В итоге

– серебряная медаль.

СЕМЕРО ИЗ ЧЕМОЛГАНА

В Каскелене нам удалось разыскать одного из одноклассников будущего Президента страны – Сайлаубека КЫДЫРАЛИЕВА, он сейчас заместитель председателя совета ветеранов Карасайского района.

Сайлаубек Кыдыралиев вспоминает, что познакомился с будущим соклассником Нурсултаном Назарбаевым в мае 1957 года, еще до того, как он пришел в эту школу.

Он любил пошутить, отлично пел. Главное – умел расположить к себе, был, как говорится, душой компании.

А в сентябре они снова встретились – семерых учеников из Чемолгана было решено перевести в школу-интернат имени Абая в Каскелене. Так они и появились здесь – шестеро парней и одна девушка.

Более полувека прошло с тех пор. Понятно, мало кто из учителей того класса остался в живых. Нам удалось встретиться лишь с одним – завучем каскеленской школы имени Абая, учителем истории Сейтханом Ахметовичем ИСАЕВЫМ, которому сегодня уже почти 92 года.

– Почти сразу же среди семерых прибывших стал выделяться высокий парень, который расположил к себе общительностью, добрым нравом, стремлением к знаниям, пытливым умом, его звали Нурсултан, – вспоминает старый учитель. – И наши педагоги тоже начали говорить между собой в учительской: “Вот этот чемолганский парень – молодец!” – хотя иногда даже жаловались, мол, слишком много вопросов по предметам задает. Запомнилось – он почти никогда не расставался с книгой, все время что-то читал.

УРОКИ ИСТОРИИ

– Вы преподавали в школе историю и обществоведение, какие вопросы были у ученика Назарбаева к вам?

– История Казахстана в то время почти не изучалась, в учебниках говорилось лишь о том периоде, когда Казахстан уже был в составе СССР. Ну как я мог объяснить своему ученику, почему это так? На дворе стоял 1958 год. Попросил его остаться после уроков, спросил, чем конкретно он интересуется. Оказалось, что, собираясь в селе на различные торжества, аксакалы часто рассказывали о подвигах батыров, мудрости биев, о том, как жили казахи в древние века. А на школьных уроках об этом не говорили. О чем я мог ему рассказать, когда он интересовался учеными, историками, батырами? Но говорить, например, о том же хане Кенесары нам запрещали. Еще свежа была в памяти расправа с ученым-историком Ермуханом Бекмахановым… Я мог лишь рекомендовать ему больше читать: эпосы о батырах, книги Абая, Шакарима.

– Нурсултан Назарбаев не только отлично учился, активно участвовал в общественной жизни, но и был комсоргом школы…

– Да. Когда эти чемолганские ребята пришли к нам в десятый класс, у нас уже был комсорг школы, но, приглядевшись к вновь прибывшим, я увидел, что Нурсултан быстро завоевывал авторитет да и в учебе был лучшим. Я рассказал о нем директору школы. И уже вскоре, в октябре, когда состоялись очередные перевыборы, школа выбрала комсоргом Нурсултана. Он был заводилой, все время организовывал соревнования, различные мероприятия, концерты. И сам с удовольствием выступал. Он очень любил петь частушки. Многие удивлялись: откуда парень, окончивший девять классов казахской школы, так хорошо их знает? Оказалось, что в Чемолгане по соседству с домом Назарбаевых жила русская семья. В праздники соседи собирались все вместе и дружно пели под гармошку.

ВЫБИРАЯ ПУТЬ

– В 1958 году началось строительство металлургического завода в Темиртау. Нужны были кадры для новой Казахстанской Магнитки. И комсомол бросил клич среди выпускников – кто хочет стать металлургом? Нурсултан, который был комсоргом школы, тоже не остался в стороне от этой кампании. Но родители многих ребят были против. Они считали, что их детям нужно трудиться и жить поближе к дому, к родным. И некоторые из ребят, которых тогда направили учиться на Украину, в Днепродзержинск, вернулись домой. Нурсултан оказался одним из первых, кто плавил сталь на Казахстанской Магнитке.

– Говорят, что Президент после школы мечтал поступить то ли на химический факультет КазГУ, то ли в летное училище…

– Да, по совету родителей после десятого класса Нурсултан подавал документы на химфак КазГУ, готовился к экзаменам. Но получил за первые два экзамена четверки. Тогда как другие ребята, которые ни дня не готовились, сдавали на пятерки. Оказалось, что у них есть блат. Видя такую несправедливость, Нурсултан задумался, стоит ли продолжать штурм химфака? С такими грустными мыслями он как-то пошел в парк, где повстречал рекрутеров из Тамбовского летного училища – они приехали в Алма-Ату набирать абитуриентов. И так красочно рассказывали о жизни летчиков, покоряющих небесные просторы, что у парнишки глаза разгорелись! Но его мать, Альжан-апай, отговорила сына – мол, хороших профессий и на земле достаточно…

ОДНАЖДЫ, 34 ГОДА СПУСТЯ…

– Каждый раз, когда мы виделись после окончания школы с моим учеником, было всегда теплое рукопожатие, искреннее уважение. Помню, когда его назначили секретарем ЦК Компартии Казахстана, я приехал в Алма-Ату. Мне выписали пропуск и попросили подняться на лифте. А я ни разу в жизни на нем не ездил. Пришлось охраннику вызывать лифт самому и сопровождать меня. Мы с Нурсултаном Абишевичем тогда долго беседовали. Он рассказал, что женился. Посетовал, что не может пригласить меня к себе домой, так как семья его еще не переехала.

Еще одна встреча – уже с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым – состоялась в 1993 году, когда мы хотели пригласить его на 50-летие школы. Я сам отвез ему пригласительный билет в Алматы и передал через помощника. Правда, удалось Президенту встретиться с земляками лишь в декабре.

Оказалось, за 34 года Назарбаев Нурсултан Абишевич не забыл ни своих учителей, ни одноклассников, хотя, понятно, за столько лет все сильно изменились. Узнав одного из соклассников, он даже вспомнил его прозвище. А приметив во втором ряду своего учителя физкультуры из Чемолгана Николая Никифоровича ШЛЫКОВА, посадил его на почетное место.

САМАЯ ВАЖНАЯ НАГРАДА

– Вот эти часы Президент подарил мне в 2005 году, когда я получил звание заслуженного работника республики, – говорит Сейтхан Ахметович. – И объявил всем окружающим: “Это мой школьный учитель истории!”. Тогда стоявший рядом со мной человек сказал: “Вы, наверное, очень счастливый человек, потому что стали не просто учителем, а останетесь в истории учителем Президента”. Какая после таких слов нужна

награда?

Жанар КАНАФИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи