Опубликовано: 4989

Шар. Когда фото удивляет и не отпускает

Шар. Когда фото удивляет и не отпускает

О том, что представляет собой хорошая, настоящая фотография, “КАРАВАН” поговорил с фотографом с 40-летним стажем. Павлодарец Альберт ШАР недавно представил свои работы на персональной выставке “Неслучайности”.

Фотография, пожалуй, остается самым субъективным видом творчества, воспроизводящим окружающий мир. В Интернете дискуссии фотолюбителей о той или иной “карточке”, выставке или почерке превращаются в жаркие, порой скандальные споры. Какая техника круче, какой автор сильнее, где снимать лучше и как обрабатывать фото правильно? Зачастую эти словесные препирательства пусты, ибо фотография – это прежде всего светопись, а не показатели диафрагмы и выдержки.

Альберт Шар занимается фотографией с 1976 года и знает, “с чем едят фотографию”. На персональном вернисаже он представил 42 работы, снятые в последние два-три года. Причем почти все они сделаны… мобильным телефоном. Это к вопросу о том, важна техника или умение. Фотолюбитель удивится: а как же можно не на профессиональный фотоаппарат и без какого-нибудь разрекламированного объектива сделать фото, достойное выставки? Но мастера знают причины, ведь среди сотен миллионов обладателей гаджетов с фотокамерами, заполонивших планету, число талантливых фотографов остается примерно таким же, как и раньше.

К слову о фотомастерах. Другое своеобразие показа “Неслучайностей” – в отборе фотографий к нему. Автор доверился отзывам авторитетных российских и европейских фотографов. Они – друзья Альберта, но были беспристрастны, когда оценивали фото коллеги, выложенные в Интернете. Собственно, их мнения и подтолкнули к открытию экспозиции.

Еще одна изюминка, делающая выставку нетривиальной: рядом с изображениями размещен небольшой текст с указанием места съемки, мыслями автора о фотографии, а также дубль этого же сюжета. Вышел диалог со зрителем, а не монолог фотографа. Так, Альберт пишет в мини-аннотации к одному из фото, что он за честные, так называемые прямые фото – без приукрашиваний в фотошопе и постановочности.

– Альберт, первый вопрос простой: что же такое – хорошая фотография?

– Хорошая фотография всегда удивляет, не отпускает, ее нельзя повторить и пересказать по телефону. Настоящая, прямая фотография – непостановочная, в ней есть движение и незавершенность этого движения, и еще она содержит в себе случайность.

– Чтобы стать фотографом, нужны ли дар, чутье?

– Чутье и дар необходимы, безусловно. И если чутье можно развить, то дар – это дар. Хорошим фотографом можно стать, если работать над собой как над личностью. Развивать себя по всем направлениям искусства – литература, кино, театр, музыка... (О важности для фотографа быть разносторонне развитой личностью говорил учитель Альберта – Едыге Ниязов. “Фотограф № 1", "Караван", № 16 от 24 апреля 2015 г.) Также важна школа – если ее нет, то по работам фотографа это сразу заметно.

– Чьи работы вы советуете изучить любителям фотографии?

– Мой любимый фотограф – Себастьян Сальгадо. Кроме того, у меня в компьютере есть более сотни портфолио разных фотографов со всего мира. Перечислять их не имеет смысла. Их много, они разные. Почему именно их? Потому что работы соответствуют всем тем критериям хорошей фотографии, о которых мы говорили выше.

– Пять лет назад вы основали фотошколу “Вега”. Какова цель ее создания?

– Поначалу целью был дополнительный заработок. Но сейчас она трансформировалась в удовольствие от общения. Мы ведь не только учимся, но и вместе отдыхаем. Часть моих выпускников стала членами фотоклуба “ПРОявление”.

– Вас можно чем-то удивить в фотографии? Если да, то было ли подобное в последнее время?

– Постоянно приятно удивляюсь. Фотография бесконечна, как бесконечны новые люди, ее создающие. Недавно совершенно потрясли работы Сергея Трапезина и Вадима Савраева из Москвы.

– Павлодарская фотография в сентябре была представлена на фестивале в Болгарии. Что это за событие?

– Это был первый международный камерный фотофестиваль в маленьком болгарском городке Бяла, цель которого – собрать фотографов из разных стран для отдыха и совместного просмотра, обсуждения, анализа персональных портфолио и фотопроектов. На “Бяла-фесте” встретились российские, белорусские, болгарские и шведские фотографы. Я показал пару десятков “картинок” своих учеников, в том числе мультимедийные проекты Леонида Орлова и Тамары Брониной. После показа каждого проекта раздавались аплодисменты и звучали вопросы о методике обучения, поскольку результаты деятельности “провинциальных” фотолюбителей приятно удивили искушенных фотоспециалистов.

Павлодар

[X]