Опубликовано: 330

Сезон жертвоприношений. Сергей Туник об итогах недели

Сезон жертвоприношений. Сергей Туник об итогах недели

За прилавками – опять война. На этот раз казахстанские торговцы объявили джихад не минфину, а минздраву. Бомбы обвинений в некомпетентности и снаряды упреков в подтасовке цифр легли кучно. Суть – здравоохранители предложили поднять акциз на сахаросодержащие напитки на 20 процентов в этом году. И довести его до 45 процентов в 2025-м.

Отчасти логику минздрава, пекущегося о состоянии наших организмов, я могу понять. Употребление сахара уже даже не чайной ложкой, а здоровенным половником ведет человека к диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям, ожирению (кстати, Казахстан входит в двадцатку стран мира, где более половины граждан страдает от избыточного веса), ну и далее по скорбному списку, сулящему летальный исход. Жертвы неизбежны?

Национальный центр общественного здравоохранения утверждает, что “60 процентов детей и подростков употребляют сахаросодержащие напитки (ССН) еженедельно. А 17 процентов делают это каждый день”. Любой подопытной мыши ясно, что цифры эти умозрительные. Поскольку соответствующее исследование на эту тему центр проводил, чтобы аргументировать позицию министерства. Но у производителей и дистрибьюторов ССН нашлись свои козыри. Во-первых, потребление ССН в Казахстане на душу населения в год – всего около 50 литров. Для сравнения: в США и ФРГ – 287−300 литров на один рот. Так что ситуация пока не требует исходить кипятком. Во-вторых, очевидно, что речь тут не столько о здоровье народа, сколько о пополнении госказны.

По данным Нацпалаты предпринимателей “Атамекен”, повышение акцизов устроит полный гитлеркапут для торговли и производителей напитков.

По словам главы Ассоциации производителей безалкогольных напитков Казахстана Алии Мамытбаевой, акциз в 45 процентов снизит объемы производства на 42–43 процентов. Ожидаемое сокращение рабочих мест – до 17 тысяч. Ассоциация готова работать с Национальным центром над рецептурой напитков, чтобы снизить в них долю сахара. Но граната из окопа минздрава прилетела к прилавкам уже после временного перемирия. В конце июня на совещании у вице-премьера Ералы Тугжанова стороны договорились, что норму об акцизах отложат до 2023 года. Однако в заключительной версии нацпроекта “Здоровая нация” она туда вошла. У минздрава память, как у рыбы? А все договоренности – коту под хвост? Мя-у-у!..

Очень хочется надеяться, что в Президентский молодежный кадровый резерв, набор в который начнется 1 сентября, попадут люди, которые таких косяков не допустят. Претендентов не старше 35 лет от роду будут оценивать по способности “работать со сложной текстовой и числовой информацией в виде ситуационных задач”. А еще оценят их “стратегическое мышление, проактивность, управление деятельностью, командное лидерство, убедительность и многое другое”, – сказала на неделе глава Агентства по делам госслужбы Анар Жаилганова.

Резонный вопрос: а куда пристроили кандидатов из предыдущего призыва? Из 300 резервистов 183 уже трудятся в госсекторе. Остальные – или в квазисекторе, или в бизнесе. В любом случае все, кто не прошел отбор, могут сидеть в засаде еще 3 года в ожидании свистка на старт…

Безусловно, главная тема недели – Афганистан. На неделе Казахстан вывез из этой страны, которую уже можно называть Афталибан, наших дипломатов, граждан Казахстана, Литвы, Украины, Кыргызстана. Талибы, свергнувшие прежний режим, поддерживаемый американцами, утверждали, что простят всех противников. И даже объявили амнистию. А в среду расстреляли протестующих на площади в Кандагаре. Талибы причинят много бед Центральной Азии, включая Казахстан - мрачный прогноз главы Афганского центра

Ожидает ли Казахстан наплыв беженцев из Афгана, как в Узбекистан и Таджикистан? Президент Токаев пока отрицает такую возможность. Слухи о том, что мы готовы их принять – пока только предположения. Но министерство науки сообщило, что готово оказать визовую поддержку 102 афганским студентам, которые обучаются в вузах Казахстана. И тут 2 проблемы. Первая: студенты – еще ладно. Есть договоры, КНБ знает этих граждан. Хотя могут возникнуть вопросы по вакцинации от коронавируса – какой штамм “коронки” они могут привезти в себе: где война и где вакцинация? К слову, в Афгане до сих пор лютуют тиф, малярия, желтуха, чума и прочие напасти.

Вторая: где гарантии, что вместе с беженцами к нам не приедут засланцы “Талибана” через Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан?

Конечно, можно бесстрашно выражать толерантность. Но во сколько она потом обойдется Казахстану? Иногда проявление добра становится оправданием зла.

А войн без жертв не бывает.

Алматы

STunik@caravan.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи