Опубликовано: 1400

Сенатор ждет советов от фермеров

Сенатор ждет советов от фермеров Фото - Владимир БАХУРЕВИЧ

Длинные дешевые кредиты мелким фермерам, вода и дороги в самых отдаленных селах.

Новый председатель комитета по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий сената парламента РК Али БЕКТАЕВ рассказал о том, какие вопросы будет озвучивать с парламентской трибуны и решать.

Достойное село

– Есть у журналистов негласный закон – в течение ста дней после назначения не требовать каких-то серьезных интервью от чиновников. Но вы-то не чиновник. А в сельском хозяйстве, давайте признаем, проблем немало. Что планируете делать в первую очередь как председатель профильного комитета сената?

– Я уже много лет занимаюсь вопросами отрасли и пришел к выводу, что большинство проблем в стране имеют сельские корни, и решить их мы сможем, только улучшив ситуацию в ауле.

У нас 42 процента населения живут на земле. Но из-за низкого уровня комфорта проживания: отсутствие или низкое качество питьевой воды, автодорог, Интернета, мобильной связи, услуг учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и т. д., многие люди уезжают или намерены уехать жить в города. Это может стать причиной многих социальных проблем. Поэтому вопросы повышения благосостояния сельских жителей – ключевые для нас.

В первую очередь мы сейчас изучаем те программы, которые есть, работаем, чтобы их улучшить. Вот, например, сейчас принята программа “Ауыл – ел бесігі”. Нужная и своевременная. Но хватит ли нескольких десятков миллиардов тенге, выделяемых по ней, для решения всех проблем аулов? Я, например, считаю, что ее надо расширять также на приграничные села. Нам для обеспечения безопасности страны и сохранения культурных и деловых связей эти населенные пункты необходимы. Даже если они находятся очень далеко от центров, но там должны быть хорошие дороги, связь, вода и иные блага цивилизации. Или программа “С дипломом – в село”. Ее тоже надо расширять. Предлагать толковым специалистам качественное жилье, может быть, даже безвозмездно, участки, чтобы они оставались в ауле, а не стремились переехать в город. Для этого надо пересмотреть и программы жилищного строительства, перенаправить часть средств из центров в регионы. В общем, вопросов много.

Деньги – фермерам

– И это мы еще до самого сельского хозяйства не дошли…

– По сельскому хозяйству мы планируем в самое ближайшее время организовать серию встреч с самими фермерами, чтобы узнать, какие проблемы считают самыми важными они сами. Я вообще думаю, что нам надо чаще советоваться с теми, кто работает на земле. Потому что кто еще сможет точнее и правдивее рассказать о том, что нужно для развития этой самой земли.

– Но все-таки, на ваш взгляд, что нужно в первую очередь?

– Деньги! По данным официальной статистики, средняя заработная плата занятых наемным трудом в сельском хозяйстве почти в два раза ниже средней зарплаты в целом по экономике страны, а среднедушевой доход – чуть более 20 тысяч тенге. Цифры говорят сами за себя. И это касается не только тех, кто имеет постоянную наемную работу. Миллионы людей, занимающиеся своими личными подсобными хозяйствами и производящие там половину валовой сельскохозяйственной продукции, зарабатывают очень мало. Село Казахстану не нужно

При этом банки второго уровня с 2011 по 2018 год снизили кредитование сельского хозяйства в 6 раз: с 448 миллиардов тенге до 76 миллиардов. В настоящее время основным источником финансирования АПК является только государство, в лице АО “Холдинг “Каз­Агро”. По итогам 2018 года общий объем финансирования отрасли его дочерними компаниями составил 400 миллиардов тенге. Но доступны эти кредиты в основном крупнотоварному бизнесу. Как и субсидирование. С 2003 года суммы субсидий, направляемых в АПК, выросли с 3,5 до 350 миллиардов тенге. То есть в сто раз. А вот объемы производства за то же время выросли всего в 7 раз. Я считаю, что надо разобраться в причинах такого дисбаланса.

Понятное дело, что задача профильного министерства – сделать сельское хозяйство экспортно ориентированной отраслью, поэтому основная поддержка идет крупному бизнесу, который может выходить на зарубежный рынок.

Но в то же время как быть с тем, что половина всей продукции сельского хозяйства – это мелкотоварное производство? Я считаю, что надо вносить кардинальные изменения в систему государственной поддержки. Получателями помощи должны стать не только мелкие фермеры, но даже и личные подсобные хозяйства. Возможно, имеет смысл разделить субсидирование на республиканское и местное. За счет республики субсидировать крупнотоварное и экспорт­но ориентированное производство, а за счет местных бюджетов – всех остальных. В первую очередь акиматы могли бы субсидировать процентную ставку кредитов для мелких фермеров.

Другая нужная для господдержки отрасль – это переработка. По всей Европе при каждой ферме есть своя небольшая мельница или пекарня, сыроварня, производство колбас. У наших фермеров зачастую нет денег для того, чтобы наладить это у себя. То есть снова к деньгам вернулись.

Я не знаю, согласится ли со мной правительство, но считаю, что нам надо сельское хозяйство сейчас расценивать прежде всего с точки зрения продовольственной безопасности, а не как источник экспортного дохода.

В самое ближайшее время будем поднимать этот вопрос перед правительством.

– Хотите новый закон инициировать?

– Думаю, что эти вопросы можно было бы решить и на уровне подзаконных и нормативно-правовых актов, приказов министра. Было бы желание!

Но в то же время мы вместе с депутатами нашего комитета сейчас думаем и о том, как прописать этот вопрос в законах. Есть несколько идей, но пока они еще сырые, и я о них говорить не хочу.

Земле – удобрения и учет

– Тем не менее в этом году депутатам предстоит решить немало сельских вопросов. Как я помню, поправки в закон о развитии АПК еще не приняты.

– Да, у нас сейчас лежит этот законопроект, в котором отражены многие проблемные вопросы. Чтобы их решить, надо сначала разобраться в причинах и следствиях.

Конечно, основной причиной низких урожаев является зависимость отрасли АПК от природно-климатических условий. В этом году из-за частых дождей ожидается крайне низкий урожай зерновых-колосовых в северных областях республики, часть зерновых площадей Костанайской области, по словам фермеров, не дала ни центнера.

Другая причина низкой рентабельности – это ограниченность в водных ресурсах. У нас 44 процента стока формируется на территории сопредельных государств, что создает излишнюю зависимость в поливной воде от соседей.

Следующая из причин отставания – низкая техническая оснащенность. К примеру, степень износа машин и оборудования в сельском хозяйстве в 2019 году более 40 процентов. По количеству тракторов Казахстан значительно отстает от других стран. Так, на 1 гектар сельхозземель у нас приходится 1 трактор, тогда как в США – 27, в Индии – 16, в Бразилии – 11. При этом срок эксплуатации большей части тракторов и комбайнов превышает нормативный в 17 лет. В свою очередь использование изношенного и устарелого оборудования увеличивает затраты на ремонт и ГСМ в среднем на 20 процентов и в конечном итоге приводит к снижению сбора урожая.

Другим важным вопросом, влияющим как на производительность труда, так и на обеспечение продовольственной безопасности, является слабое взаимодействие агронауки и бизнес-сообщества.

Показательны данные, которые приводит министерство сельского хозяйства РК, о том, что в отрасли лишь 8 процентов результатов научно-технической деятельности внедряются в производство.

И со всем этим надо бороться.

– И с погодой тоже?

– С погодой, конечно, спорить сложно, но снизить риски ведь можно! Елбасы и Президент РК дают четкие указания: повысить рентабельность сельхозземель. Проблема их рационального использования включает в себя широкий круг мероприятий, главная цель которых – наивысшая отдача с каждого участка, повышение урожайности.

В последнее время в земледелии наблюдаются негативные явления развития процессов засоления, опустынивания, ирригационной эрозии. Специалисты отмечают интенсивное снижение почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения, уменьшение объемов применения минеральных и органических удобрений, средств защиты растений, являющихся основой повышения продуктивности сельскохозяйственных культур и плодородия почвы. Если в 1990 году по Казахстану произвели 1 миллион 485 тысяч тонн минеральных удобрений, то в последние годы всего лишь 364,4 тысячи тонн. Хотя по прогнозам специалистов для обеспечения посевных площадей республики ежегодно требуется не менее 1,5 миллиона тонн. И этот вопрос надо решать не в частном, а в республиканском масштабе, на уровне государства. Городская деревенщина: для чего казахи из мегаполисов едут возрождать заброшенные села

– А потом что? Ну, допустим, потратит государство однажды много денег на удобрения. Но все прекрасно понимают, что вряд ли те, кто довел свои плантации до ручки раньше, исправятся.

– Тут, на мой взгляд, нужны опять же комплексные меры. Во-первых, государство должно поощрять фермеров за бережное отношение к земле: это льготы на земельный налог, это повышение стоимости экопродукции при закупе у фермеров.

А, во-вторых, я считаю, что нам необходимо провести повторную и качественную инвентаризацию. Она выявит неиспользуемые и неэффективно используемые земли, определит ее качественные характеристики. Надо уточнить границы категорий земель, какие из участков используются по назначению, а какие – нет, сопоставить списки граждан, имеющих право на получение земельных долей в момент реорганизации сельхозпредприятия с фактическим наличием собственников земельных долей, и так далее. И как венец этой работы – публикация в СМИ информации о результатах инвентаризации по каждому району, области с указанием собственников и количества земель, находящихся в их владении, и о количестве неэффективно используемых ими.

И в случае, если гласности будет противостоять какая-либо норма закона – появится необходимость в ее отмене.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи