Опубликовано: 4500

Семь чудес Сары-Арки

Семь чудес Сары-Арки

Карагандинские путешественники-экотуристы разработали первый въездной экологический велотур “Бронзовое кольцо Сары-Арки”. Это тысяча километров по оазисам древних номадов к уникальным сокровищницам Казахского мелкосопочника – на велосипедах!

Средство передвижения по “Бронзовому кольцу” – велосипед. И пусть не страшит это условие тех, кто в последний раз садился в седло в первом классе. Как показывает опыт, человек с любым уровнем физической подготовки (и даже с полным ее отсутствием) способен без труда преодолевать 40–50 километров в день, двигаясь со скоростью 10 км/час, – было бы желание!

Это, кстати, проверено на деле. Прокладывая маршрут, экологи в первую экспедицию включили в качестве добровольцев совершенно неподготовленных людей.

– Они молчали только первые полдня, – говорят участники экспедиции, – а потом освоились и ни в чем не уступали остальным. Путешествие на велосипеде – это ведь не соревнования. Скорость – в зависимости от дороги. И потом, очень частые остановки не позволяют уставать. Вот кто-то увидел лошадей, все остановились, потому что надо обязательно сфотографировать! А дальше наткнулись на родник – всем надо попить из него. Кого-то заинтересовал след кабана, ну или барсук перебежал дорогу. Как не остановиться и не обсудить это событие?

Стандартное снаряжение велотуриста – велорюкзак, спальник, палатка, небольшой ремонтный набор, запасные шины… В общем-то, и все. У штурмана – велокомпьютер, чтобы знать, сколько проехали, и спутниковый навигатор, чтобы знать, куда ехать.

Дороги, которые мы выбираем

Виталий Шуптар – неисправимый романтик-путешественник. С рюкзаком за спиной и парой сотен долларов в кармане прошел по дорогам Франции, Германии, Испании, Бельгии, Голландии. Путешествовал по Индии. Влюбился в Непал. На велосипеде он проколесил 1300 км по Китаю, от Урумчи до Кашгара, через Восточный Тянь-Шань и пустыню Такла-Макан. Потом – 1200 километров по восточной окраине Тибета.

А в перерывах между этими путешествиями Виталий с единомышленниками из историко-географического общества “Авалон” объездил Казахстан, собирая информацию для путеводителя по стране. Результатом стало электронное издание на английском языке.

– Собирая информацию для путеводителя, мы убедились, насколько богат Казахстан уникальными объектами для туризма, настолько же мы сами не хотим пользоваться и делиться этим даром. В Актобе городские чиновники ни за что не хотели давать нам информацию о кратере Жаманшин. А ведь это уникальное место: около миллиона лет назад здесь упал метеорит и остался кратер. В другой стране из этого факта сделали бы такой имидж объекту, что отбоя от туристов не было бы. У нас почему-то из этого делают чуть ли не государственную тайну. А в Шымкенте я сам слышал, как какая-то дама из турфирмы отговаривала клиентов… ехать в Туркестан. Мол, что вам там делать, там один мавзолей и больше ничего. Летите лучше в Турцию! Там древних развалин – куча… Наш экотур “Бронзовое кольцо Сары-Арки” – попытка хоть в какой-то степени восполнить этот пробел, доказать, что живем в самом замечательном месте на земном шаре. Чудеса природы, которые больше нигде не увидишь. И тайны древних цивилизаций, которые, быть может, именно тебе предстоит разгадать.

Маршрут “Бронзового кольца”: горы Бугылы, некрополь Аксу-Аюлы, гробницы Бегазы, городище Кент и Кентский дворец, горы Каркаралы, месторождение аширита Алтынтобе, археологический комплекс Тегисжол.

Страна степных городов

Первый пункт “Бронзового кольца” – горы Бугылы. Здесь можно увидеть уникальное творение природы – базальтовые пальцы. Огромные шестигранники, вырастающие из скал, совершенно правильной формы.

А вообще Бугылы – настоящий рай для экотуриста: сочетание почти девственно чистой природы и древних могил.

Этому месту просто повезло. Его удачно обходят оживленные автомобильные трассы. И здесь нет больших природных водоемов, которые, как правило, привлекают потоки “диких” отдыхающих с непременными атрибутами отдыха на природе – шашлыками, бутылками, пакетами.

А зайцам, лисам, кабанам и горным архарам довольно воды и в скальных чашах. Потому и резвятся здесь в свое удовольствие. Если названия не обманывают, то должны быть здесь и олени. Или, по крайней мере, когда-то водились в больших количествах. Иначе с чего бы предкам называть эти горы Бугылы – “место, где водятся олени”.

Некрополь и поселение Бегазы – одно из первых древних городищ, которые начал исследовать выдающийся археолог академик Алькей Маргулан. Это настоящий казахстанский Стоунхендж. Загадочный и притягательный, положивший начало феноменальной версии современных археологов, Сары-Арка в эпоху бронзы был страной городов! Знаменитое открытие древнего протогорода Кент подтверждает эту версию. По мнению археологов, древнее поселение площадью не менее 30 гектаров имеет все признаки города. Отчетливо прослеживаются линии улиц, деление на районы и кварталы. Ученые определили, что кварталы заселяли жители определенных профессий – ткачи, металлурги, гончары…

Прогуляться по улицам города, зародившегося во втором тысячелетии до нашей эры, – ни с чем не сравнимое чувство.

И опять спасибо природе. До древних раскопок – 30 километров бездорожья. Ни зимой, ни летом сюда просто так не добраться. Скорее всего, это и спасло памятники от разорения, а местность – от засорения.

Именно в Бегазы и Кенте планируется развить вторую задачу проекта “Бронзового кольца” – вовлечение в сферу туризма местных жителей поселков Акшкол и Кент. Они расположены в непосредственной близости от раскопок. Археологи работают здесь без малого уже полвека. Многие местные жители, можно сказать, выросли на раскопках. Они с удовольствием приводят туда приезжих, рассказывают не хуже профессиональных гидов. Экологи хотят привлечь жителей к туристическим услугам, предложить им открыть гостевые дома. Это и материальный интерес для местного населения, и самая надежная защита природы и исторических достопримечательностей. Ведь жители будут заинтересованы в потоке туристов, а значит, в их интересах содержать свой “объект” в порядке.

Сказки странствий

Степная часть маршрута – это 200 километров по открытой степи. Степь можно сравнить с морем, где единственным ориентиром служит солнце в небе. Чтобы безошибочно находить дорогу в степи, нужно здесь родиться. Или брать с собой спутниковый навигатор. За все время пути можно не встретить ни одного человека. Только табуны лошадей время от времени пронесутся слева направо или справа налево от тебя. Но если все время двигаться на северо-восток, никак нельзя миновать знаменитый Кызыл-Кентский дворец, самый известный памятник на территории Центрального Казахстана до открытия могильника Бегазы.

…Когда-то давным-давно жил в этой степи хан Ауке. И была у него красавица дочь Нежде. Увидел юную красавицу другой хан, старый Контаже – повелитель забалхашских степей, и решил посватать Нежде. Собрал подарки хану и его дочке, снарядил караван, отправил сватов.

Долго плакала юная Нежде. Но не дрогнуло сердце отца. Согласился отдать свою дочь старому хану. По старому обычаю невеста выехала к жениху с приданым. Отправились в путь большим караваном: 50 верблюдов, 40 джигитов и 40 девушек, и два батыра – телохранители Нежде. Едва караван подошел к горам Кент, пошел снег. Два дня бушевала метель, и снег засыпал и людей, и верблюдов. Никто не мог пошевелиться. Все думали, что смерть пришла. Но тут встали два батыра, расправили плечи и крикнули людям: “Мы станем бороться, тепло наших тел всех согреет!”. И такие это были могучие и сильные батыры, столько шло от них тепла, что оттаяла одежда людей, а потом и снег исчез. Уж пора остановиться богатырям. Но те вошли в раж и уже бились насмерть. Победил молодой батыр. И за силу полюбился он красавице Нежде. И тогда сказала ханская дочь: “Перезимуем здесь и построим дворец”. Никто не осмелился ей перечить. Слуги взялись за дело, выстроили из камней дворец и назвали его Кызыл-Кент. Весной влюбленные расстались, но в народе говорят: когда поднимается в горах буря, это тоскует душа батыра...

Это только одна из легенд о происхождении знаменитого Кентского дворца. А таких сказок местные жители могут рассказать великое множество. Обо всех чудесах своего края. Наверное, есть своя легенда и у скального плато Сорока озер. На высоте около тысячи метров в Кентских горах есть скальный лабиринт, с которого начинаются Сорок озер. Вообще-то никто не считал, сколько их здесь: 40 или 47, а может быть, 50? Принято всеми, что сорок. Это скальные чаши разного размера, заполненные прозрачной водой. Есть совсем крохотные, метра два на два. А есть приличные бассейны – 10 на 15, глубиной до 3–4 метров. Купаться можно.

Сорок озер начинаются сразу за Кентским карьером. Туда тоже неплохо бы заглянуть любителям экзотики. Это старые заброшенные карьеры по добыче самоцветов. Впереди – уникальное, единственное в мире месторождение камня-эндемика – аширита.

Здесь экспедиция планирует стать лагерем не меньше чем на пару дней. Потому что раньше туристов все равно не оторвать от завораживающего зрелища. Не будем в очередной раз пересказывать легенду об открытии этого степного изумруда купцом Аширом в XVIII веке, в честь которого он и был назван. Напомним только, что месторождение в горах Алтынтобе остается на сегодняшний день единственным в мире, где этот красивейший камень хранится в таком количестве. И какие еще сокровища таят в себе недра Золотой горы – только предстоит узнать.

Не убивайте сайгу!

Путешествие по “Бронзовому кольцу” завершает историко-культурный комплекс Тегисжол в урочище Темиркаш. Его уникальность в том, что на сравнительно небольшой территории находятся памятники археологии начиная с каменного века и до этнографической современности. Есть стоянки неолита и поселения эпохи бронзы, имеются сведения об обитании андроновцев. Идеальное плато для изучения культур XVIII–IX веков до нашей эры…

С Тегисжолом связаны большие надежды энтузиастов экотуризма, потому что здесь планируется первый открытый археон, доступный для всех. Археологический музей-заповедник под открытым небом, где каждый желающий сможет не только увидеть древние памятники, но и принять участие в раскопках наравне с исследователями. Впрочем, уже сегодня археологи, работающие здесь, с удовольствием примут в свою команду туристов с добрыми намерениями.

Способствовать продвижению такого интереса – тоже одна из задач экотура.

– Мы очень надеемся, что на Тегисжоле будет археон, – говорит Виталий Шуптар. – Это просто несправедливо – иметь буквально под рукой такой исторический феномен и не сделать его достоянием всех желающих. Археологи в этом тоже кровно заинтересованы. Сегодня древний город Аркаим, в прошлом обычный археологический объект в Челябинской области, приносит сумасшедшие прибыли. Созданный на Аркаиме археон стал местом паломничества тысяч туристов. Это пример самого настоящего удачно раскрученного экотура. Теперь Аркаим – город Солнца, куда круглый год устремляются тысячи туристов. А ведь центральноказахстанские памятники более масштабные! В Казахстане пока известен только один довольно удачный и успешный проект экотуризма – аул Саты на Кольсайских озерах в Алматинской области. Проект удачно сочетает этно- и экотуризм. Экотуризм способен сделать традиции народа, его природные и исторические ценности финансово окупаемыми и выгодными.

Степь – альтернатива морю

Казахстанскому туризму пока нечем похвастаться. В рейтинге конкурентоспособности туризма, оглашенном в этом году на Всемирном экономическом форуме, Казахстан занял 92-е место. Нас опережают Вьетнам, ОАЭ, Турция, естественно, Таиланд, Китай, Индия, Египет… И все остальные страны дальнего и ближнего зарубежья, куда наши турфирмы усердно отправляют “отдыхать” казахстанцев. К сожалению, единственное, в чем отечественные туроператоры поднаторели, – это отправлять туристов в заморские страны. И желательно подальше – то есть подороже.

Собственные туры можно пересчитать по пальцам одной руки. К сожалению, сервис наших традиционных зон отдыха настолько низок, а цены настолько высоки, что казахстанцы отдают предпочтение турецкому или китайскому комфорту.

Экологический туризм – единственная возможность развивать въездной туризм, не дожидаясь, пока будут построены достойные отели в Восточном Казахстане, в Боровом и приличные пляжи на Балхаше. И замечательная альтернатива пляжному отпуску с поправкой на кризис.

Кстати

Само понятие “экологический туризм” введено сравнительно недавно, лет пятнадцать назад, мексиканским экономистом-экологом Гектором Цебалассом-Ласкурейном. Он определил три основных принципа экотуризма: не нанести ущерба природе, вовлечь в предоставление туристических услуг местное население и проложить маршрут путешествия обязательно по особым историческим и природным территориям, охраняемым государством.

Экологический тур “Бронзовое кольцо Сары-Арки”, который разработали в Карагандинском экомузее, идеально отвечает всем этим требованиям. Маршрут следования – по местам древних цивилизаций и заповедным зонам Кентских гор, каркаралинских лесов и прочих примечательных мест Казахского мелкосопочника. Группа поддержки – местные жители поселков, расположенных по пути следования. Они же – поставщики пищи, крова и… информации.

Татьяна Тен, Виталий Шуптар, Александр Ермолёнок (фото), Караганда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи