Опубликовано: 1700

“Секретный” обвал со смертельным исходом

“Секретный” обвал со смертельным исходом

23 января на бывшем сверхсекретном военном объекте “Дарьял-У” на берегу Балхаша обрушилось гигантское здание радиолокационной станции. Под железобетонными обломками погибли четыре человека.

Жертвы бездействия ответственных лиц

Злополучный монстр “Дарьял” продолжает поглощать человеческие судьбы, жизни и государственные миллиарды. Опасное наследие бывшего могущественного советского военно-промышленного комплекса дорого обходится нашей стране. Он уже поглотил 1,7 миллиарда тенге бюджетных денег. Отправил за решетку министра, а десяток причастных – в бега. Но молох все еще работает. И конца истории пока не видно.

Последние жертвы “Дарьяла” погибли, производя несанкционированную разборку здания. Все – жители Балхаша. Обычные бедолаги, у которых был не самый лучший период в жизни, решили поправить свои дела на “Дарьяле”. Так поступают жители Приозерска и Балхаша уже много лет. С тех пор как отсюда ушли военные, местные активно разбирают мощную радиолокационную станцию на кирпичи и металлолом и продают скупщикам. Уж десять лет разбирают и продают. А кирпич и металл все не кончаются. Причем отличный кирпич, качественный бетон и правильный металл – в советские времена на военно-промышленном комплексе не экономили.

Но назвать погибших жертвами легкой наживы язык как-то не поворачивается. Скорее они жертвы халатности, вопиющего очковтирательства и попустительства ответственных лиц.

Новый министр – новые обещания?

Случись это ЧП лет пять назад, ответственных за бесхозный объект было бы найти трудно. Но уже больше года “Дарьял”– в центре громкого скандала. И о нем не знает разве что ленивый.

Еще летом 2004 года экспедиция карагандинских экологов обнаружила на “Дарьяле”, проданном к тому времени частной фирме на слом, 15 тысяч масляных конденсаторов, содержащих особо опасный стойкий органический загрязнитель – полихлордифенил. “Караван” об этом сообщил первым. Еще четыре года правительство изучало вопрос. В результате появилась государственная программа по утилизации ядовитого оборудования.

На выполнение программы Министерству охраны окружающей среды было выделено 1,7 миллиарда тенге! Чем дело кончилось, тоже всем известно. Бывшего министра Нурлана ИСКАКОВА финансовая полиция именно из-за этого пыталась отправить за решетку. Бюджетные деньги испарились неизвестно куда. А половина конденсаторов, уже упакованных к отправке, по-прежнему остается на “Дарьяле”.

Новому министру – Нургали АШИМОВУ, глава государства приказал до конца прошлого года разобраться с “Дарьялом”, произвести все необходимые работы и закрыть наконец проблему. Нургали Ашимов многократно давал интервью о проделанной работе, суть каждого заявления: все очень плохо, необходимо объявлять территорию зоной чрезвычайной экологической ситуации. “На 99,9 процента, что мы объявим на “Дарьяле” чрезвычайную экологическую ситуацию, – заявлял министр, – оставив все-таки люфт в одну десятую процента.

А 14 января в Караганде состоялось заседание рабочей группы. Специалисты обследовали здания, строения, помещения, почву, воздух, воду и пришли к выводу: содержание полихлордифенила превышает ПДК – предельно допустимую концентрацию в сотни и более раз. По сообщению директора Нура-Сарысуйского департамента экологии Комитета экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды Бауржана Смагулова, “в почве содержание полихлордифенила превышает нормы от 116 до 200 раз, в стенах и металлических конструкциях зданий станции – в 200 – 600 раз, в воде озера Балхаш отдельные пробы показали превышение в сто раз”.

Как был объект бесхозным, так и остался

О необходимости охраны “Дарьяла” говорилось весь прошлый год. И, откровенно говоря, считалось, что этот вопрос был решен в первую очередь. Хотя бы из соображения безопасности и для обеспечения полноты следственных действий. Все-таки на базе “Дарьяла” возбуждена куча уголовных дел. Большинство из них, насколько нам известно, пребывают “в возбужденном состоянии”.

Да и новый министр не раз сетовал, что, мол, объект многие годы не охранялся, разворовывался на кирпичи и металлолом. Нужно срочно выставить охрану и отыскать следы каждой партии проданных стройматериалов. Куда и кому были проданы, где использованы, так как не исключено, что материал зараженный и представляет опасность для людей.

Но, как выясняется сегодня, объект как был бесхозным, так и остается. Как тащил местный люд отсюда кирпичи, так и тащит. Гигантские постройки тают буквально на глазах. Достаточно сравнить фотографии годичной давности с сегодняшними. И “зараженный кирпич, и металл” по-прежнему уплывают чуть ли не ежедневно в неизвестном направлении.

Сколько просят? 172 миллиона!

Почему до сих пор не решен вопрос с охраной? Оказывается – нет денег.

Из протокола совещания межведомственной группы (Караганда, январь, 2010 г.): “Государственной охране подлежат стратегические, особо важные государственные объекты жизнеобеспечения, перечень которых определяется правительством РК. При этом охрана может осуществляться как подразделениями внутренних дел, так и вооруженными силами и другими воинскими формированиями. Учитывая нынешнее состояние объекта, он не подпадает ни к одному из критериев отнесения объектов к стратегическим. Предварительные расчеты в случае принятия объекта под охрану внутренними войсками МВД требуют выделения штатной численности не менее 95 единиц и ежегодных денежных средств на сумму 114,475 млн.тенге. При охране органами внутренних дел потребуется дополнительное введение 35 штатных единиц специализированных охранных подразделений, на содержание которых необходимо 57,9 млн.тенге”.

Судя по этому документу, министр охраны окружающей среды намерен объявить чрезвычайную экологическую ситуацию на “Дарьяле” на долгие годы. Ведь на охрану объекта просится 172 миллиона тенге ЕЖЕГОДНО!

Выходит, пока не выделят эти миллионы, “Дарьял” будет оставаться неохраняемым? Стоит, правда, заметить, что в то время как министры и чиновники думают, временную охрану объекта поручили частной охранной организации. Но в силу последних событий, наверное, ни у кого не возникает заблуждений по поводу того, как несет службу эта охранная организация. Если так пойдет и дальше, глядишь, к весне и охранять будет уже нечего. Но, что самое печальное, и исследовать тоже будет нечего.

Татьяна ТЕН, Караганда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи