Опубликовано: 1400

Себе на уме

Фильм: “Пророк” (Un prophete).

Режиссер: Жак Одиар.

В ролях: Тахар Рахим, Нильс Ареструп, Адел Беншериф, Хишем Якуби, Пьер, Леччиа, Жан-Эммануэль Паньи.

К сожалению, в наш прокат попадает не так много качественного европейского кино. Тем радостнее, что новая работа француза Жака Одиара, известного по картинам “Читай по губам” и “Мое сердце биться перестало”, оказалась доступна казахстанскому зрителю. Во Франции лента “Пророк” признана лучшей в нынешнем году, и это действительно стоящее кино.

…19-летний араб Малик Эль-Джебена попадает в тюрьму за драку с полицейским. Ему дают шесть лет. Зона разделена на группировки, самые могущественные из которых – корсиканская и арабская. В той же самой тюрьме временно оказывается Рейеб – свидетель по важному судебному процессу. Корсиканцам нужно убрать Рейеба, но они не имеют доступа в арабский блок. Тогда глава корсиканцев Цезарь Лючани вынуждает именно Малика убить Рейеба. После этого Малик становится “шестеркой” у Лючани, оказываясь чужим среди своих, но и не перерастая в своего среди чужих. Впрочем, Малик не так глуп, как может показаться, – он себе на уме и амбиций у него хватает.

У фильма “Пророк” есть как поклонники, так и хулители. Вторые называют картину чересчур наивной, упирая на то, что в настоящей тюрьме показанное Одиаром (прежде всего, быстрый взлет Малика) вряд ли могло произойти.

Я все-таки отнесу себя к первым, то есть к тем, кому фильм понравился. В конце концов, это кино, и в данном конкретном жанре криминальной драмы оно должно быть захватывающим, а происходящее на экране – выглядеть правдоподобно. Два с половиной часа хронометража пролетают практически незаметно – после тяжелого, но необходимо жесткого начала динамика у повествования очень приличная. Что касается правдоподобности, то схемы, вычерченные и выверенные Маликом, поражают одновременно простотой и тонким расчетом. Да, одна ошибка, одна случайность могли привести к тому, что Малик распрощался бы с жизнью еще в тюрьме. Но в итоге он победил. По крайней мере, временно.

Малика играет малоизвестный актер Тахар Рахим, Лючани – француз со скандинавским именем Нильс Ареструп. Если оставить в стороне все межклановые разборки, то их неявное противостояние является центральным в этом фильме. Почему неявное? Поначалу кажется, что Малик, может быть, и не проникся симпатией к старому лису Цезарю, но во многих вещах берет с него пример. В конце концов выясняется, что действительно – ничего личного, только бизнес. К тому же Лючани допускает просчет, переоценив степень своего величия, а главное – забыв, что ничто и никто не вечен.

Лючани воспользовался Маликом и при возникшей необходимости немедленно бы отправил того в расход. Малик, как выясняется, поступил бы точно так же.

Картина называется “Пророк”. Есть в этом налет мистики, который прослеживается и в фильме, – после убийства Рейеба призрак начинает посещать Малика в период наркотического опьянения. И зачастую видения Малика и предсказания Рейеба сбываются. Но только ли поэтому у фильма такое название? Или Малик – пророк оттого, что умудрился вылавировать между несколькими группировками, ни в одной из которых он своим так и не стал?

Или пророк – это сам Жак Одиар? Финал ленты может показаться чересчур легкомысленным и даже в очередной раз романтизирующим преступный мир. В финале звучит Mack The Knife из брехтовской “Трехгрошовой оперы”: сегодня Мэкки-нож, то есть король, – это Малик. Но, образно выражаясь, завтра на него найдется свой молодой да наглый, который свергнет его со столь непрочного трона. Но пока Малик об этом вряд ли задумывается.

Интересный факт

“Пророк” стал обладателем Гран-при Каннского кинофестиваля этого года и будет представлять Францию на “Оскаре”.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 8,1 из 10.

Оценка автора – 8,5 из 10.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи