Опубликовано: 1400

Сдали – и забыли

Сдали – и забыли

Практически каждый приезд Президента страны в различные регионы сопровождается торжественными презентациями и открытием здесь новых промышленных предприятий, социальных объектов, жилых комплексов.

Однако нередко оказывается, что многие из этих новостроек открывались исключительно к приезду главы государства. И дальнейшая судьба этих объектов такова, что местные власти вряд ли вновь пригласят сюда Президента – побоятся. Ведь хвастаться-то нечем.

Дворец неспортивных достижений

Пожалуй, самый показательный объект Шымкента, в котором воплощаются амбиции и честолюбие акимов, периодически сменяющихся в Южно-Казахстанской области, – это Дворец спорта.

Строить дворец начали еще в начале 2000-х годов, когда акимом ЮКО был Бердибек САПАРБАЕВ. Тогда Дворец спорта проектировался главным образом как тренировочная площадка для боксеров, волейболистов, гимнастов и прочих “сухопутных” видов спорта. Однако при акиматстве Сапарбаева дворец построить не успели, Бердибек Машбекович перешел управлять Таможенным комитетом РК.

Достраивали дворец уже при следующем акиме ЮКО – Болате ЖЫЛКЫШИЕВЕ. Правда, новый аким уже непременно желал видеть в новом дворце крытый бассейн, соответствующий международным стандартам, с трамплином и детским комплексом. Но, чтобы не превращать проект в долгострой, дворец решено было достроить-таки по первоначальному плану.

В 2003 году, к визиту главы государства в область, шымкентский Дворец спорта сдали в первый раз. Такие недоделки, как отсутствие вентиляции и отопления, не помешали местным властям включить церемонию открытия дворца в официальную программу визита Президента. Президент похвалил южан за заботу о спортивной подготовке.

Сразу же после официального открытия Дворца спорта начались работы по его реконструкции. Однако до 2006 года каких-либо капитальных переделок здесь не велось – то был не готов новый проект, то бюджетные деньги, которые уже вроде изыскали для реконструкции Дворца спорта, срочно пришлось отправлять на погашение многомиллиардной задолженности перед бюджетниками. Все это время дворец худо-бедно действовал, правда, так и не став главным центром подготовки будущих чемпионов в Южно-Казахстанской области. Здесь в основном проводились коммерческие мероприятия вроде профессиональных боев, концертов гастролирующих звезд и прочие.

В 2006 году, когда акимом стал Умирзак ШУКЕЕВ, мысль переделать Дворец спорта вновь возродилась в умах чиновников. Только теперь уже решено было перестроить Дворец спорта в Ледовый дворец. Чтобы воспитывать в Шымкенте собственную хоккейную команду и фигуристов. Для такой реконструкции потребовалось сносить прежнее здание практически до основания.

Ныне в Шымкенте нет ни Дворца спорта, ни водного, ни ледового. Объект наглухо закрыт высокими заборами. Срок очередной сдачи не ясен. И толком неизвестно – что ж теперь там будет?

Какое жилье продавали народу?

Еще одна визитная карточка Шымкента – микрорайон “Нурсат”, строящийся по президентской программе “Жилье – народу” по фиксированной цене 500 долларов за квадратный метр.

В 2005 году, при акиме Болате Жылкышиеве, жилищное строительство в Шымкенте развернулось небывалыми темпами. За год было выстроено и сдано в эксплуатацию 78 жилых домов, освоено около 5,5 миллиарда бюджетных денег – рекорд по Казахстану!

Южноказахстанские власти без устали пиарили свои достижения в жилищном строительстве. В 2005 году во время визитов Президента в Шымкент ему обязательно устраивали торжественные встречи в “Нурсате” для вручения ключей очередным счастливым новоселам.

Правда, уже в 2006 году, когда акимом ЮКО стал Умирзак Шукеев, декларируемые темпы строительства резко упали. Зато начали всплывать скандалы, связанные с качеством строительства, а то и откровенными приписками.

Так, выяснилось, например, что ряд фирм, выигравших тендер на строительство, получили бюджетные деньги и тут же исчезли. Действовали “фирмачи” примерно по одинаковой схеме – выставляли на тендер свои заявки, где демонстрировали наличие у себя техники, квалифицированных рабочих и собственных средств. А когда получали первый транш – иногда чуть ли не половину всего финансирования, – распродавали всю технику, оставляли рабочих и скрывались в неизвестном направлении. При этом в официальных отчетах чиновников значилось, что работы ведутся полным ходом.

Только к концу 2006 года власти Шымкента начали инициировать иски против недобросовестных подрядчиков, стали отменять результаты прежних тендеров. Однако даже эти карательные меры успеха не принесли. Во всяком случае в 2008 году уже следующий аким ЮКО Нургали АШИМОВ официально заявил: следует приостановить продажу квартир в новом микрорайоне “Нурсат” “из-за серьезных огрехов в строительстве”.

– Те квартиры, которые построили (в микрорайоне “Нурсат”), – пояснял он в интервью журналистам, – я запретил продавать, потому что это чистый обман. Эти дома стоят без канализации, газа, воды и прочих коммуникаций…

Отметим, что ключи именно от таких квартир предоставляли вручать Президенту местные власти, когда устраивали торжественные презентации новостроек. А то, что у бюджетников-новоселов счастье и радость первых минут сменялись озлоблением и разочарованием на долгие годы, чиновников уже не интересовало.

Данил ШЕМРАТОВ, Шымкент

[X]