Опубликовано: 1400

Сбор средств по приказу?

Сбор средств по приказу?

Шумная кампания по сбору средств в помощь пострадавшим в Кызылагаше успешно завершилась. А вот дальнейшую судьбу этих денег широкой общественности знать, похоже, не положено…

Исполнительный директор фонда “Жансугуров” Нурбек КАСЫМБЕКОВ категорически отказался давать какую-либо информацию о возглавляемой им организации по телефону, сославшись на запрет… прокуратуры. Ни в прессе, ни в Интернете каких-либо сведений о фонде, который, как выяснилось, существует почти 10 лет, нам найти не удалось. Чтобы узнать хоть что-то, пришлось специально ехать на “место событий” – в Талдыкорган.

– Поймите правильно – для открытия нового общественного фонда помощи пострадавшим по закону требовалось не менее двух-трех недель, потому воспользовались этим фондом, – пояснил “Каравану” заместитель акима Алматинской области Серик МУКАНОВ.

Но имена и фамилии учредителей фонда он назвать затруднился, сославшись… на плохую память. Тем не менее, уверен г-н Муканов, все абсолютно надежно – контроль двойной и даже тройной.

– Мы открыли там дополнительный субсчет. То есть деньги на восстановление Кызылагаша не смешиваются с теми средствами, которые имеет сам фонд. Все расходы из фонда обсуждаются на общественной комиссии, которую возглавляю я, – сказал нам замакима.

Между тем деньги в фонде собраны немалые –1 миллиард 317 миллионов тенге по состоянию на 17 мая. В этот фонд поступают средства только негосударственных структур, а также частные пожертвования. Деньги из госбюджета – 7 миллиардов 225 миллионов от нацкомпаний и областей – лежат на другом, отдельном счете.

– С момента поступления средств мы потратили около 2 миллионов 207 тысяч тенге на организацию отдыха детей из пострадавших поселков в санатории. Сейчас выделяем средства на обстановку домов в пострадавших селах, – сообщил Серик Муканов. – Деньги фонд выдает согласно заявкам. Сумма согласовывается с учредителями фонда. Есть наблюдательный совет, куда входят депутаты, представители общественных организаций, а также партии “Нур Отан” и союз предпринимателей “Атамекен”.

В общем, мышь не проскочит.

Когда потратим – тогда и сообщим

Компетентные органы за “Жансугуровым” тоже присматривают, сообщил нам Нурбек Касымбеков. Например, в конце мая фонд проверила прокуратура.

По его словам, учредителями фонда являются Талубек АСЫЛБЕКОВ, Колумбек ИБРАИМОВ и Макай ЧУКЕНОВ – люди в Аксуйском районе известные и уважаемые.

– На 17 мая к нам поступило около 11 400 денежных переводов. Очень много мелких переводов от частных лиц. Вот, например, Кожевников прислал 200 тенге…

Похоже, пока фонд скорее копит деньги, чем тратит. Когда же их будут использовать?

– Мы перечислили деньги на покупку мебели и необходимых вещей, – исполнительный директор выложил на стол стопку бумаг, – примерно по 234 тысячи на каждый из 530 новых домов, которые будут построены в Кызылагаше. Сейчас планируем закупить домашний скот – корову, лошадь и десять баранов каждой семье.

Кому и сколько денег дать, решает комиссия по оценке ущерба. Каждому пострадавшему откроют лицевой счет. С этого счета через областное управление предпринимательства и промышленности деньги переведут в ТОО “КазСанжар”, которое и займется закупками.

– Цены – не завышенные, смотрите сами: кровать с матрасом – 23 166 тенге, заварной чайник – 450 тенге, газплита – 34 тысячи тенге… Все документировано, все решения описаны. Прокуратура может подтвердить…

Свою зарплату Нурбек Касымбеков тоже не скрывает: в фонде он получает 90 тысяч тенге в месяц.

Нестихийное бедствие

Но если все происходит честно и прозрачно, то почему фонд “Жансугуров” не публикует отчеты о своей деятельности в прессе? Почему на веб-сайте акимата Алматинской области нет даже контактных телефонов этой организации?

Когда нет информации, то ее обычно заменяют подозрения и слухи. Да, многие казахстанцы помогали пострадавшим от чистого сердца – деньгами, одеждой, продуктами. Но было и так, что под шумные, знакомые с советских времен призывы у людей просто брали часть заработка. Немного – тысячу-две, дневной заработок.

“У нас на работе собирали деньги – по “штуке” с зарплаты, на помощь, – пишет один из посетителей популярного интернет-форума “Центр тяжести”, – какой-то фонд “Жансугуров”. Хорошо, если дойдут до пострадавших, но я сильно сомневаюсь”. “Вчера в приказном порядке обязали мужа на работе сдать деньги. Я не против помощи, но почему никто не отчитывается о потраченных средствах?”. И так далее…

Конечно, все “пожертвования” были оформлены “как положено”, с обязательным заявлением от работника и “просьбой” перечислить деньги в фонд помощи пострадавшим. И никто бы не возражал, если бы речь шла о стихийном бедствии.

Но возникает вопрос: а было ли наводнение в селе Кызылагаш стихийным бедствием? Уже первые результаты расследования показали, что люди там погибли из-за жадности и коррумпированности конкретных чиновников. “Ответственные” должностные лица закрывали глаза на техническое состояние плотины и не приняли необходимых мер, когда ситуация стала критической. То есть виновата не стихия, а люди, которые сегодня находятся за решеткой и ждут суда.

Почти все арестованные занимали посты на государственной службе. Кто в этом случае отвечает за результаты их работы? Государство, которое им эти посты доверило. Способно ли оно возместить людям ущерб, который был нанесен из-за действий ее официальных представителей? Безусловно.

Тогда почему деньги на восстановление Кызылагаша “добровольно-принудительно” собирали с учителей, медиков, металлургов и простых банковских служащих?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи