Опубликовано: 5000

Самый типичный немец

Самый типичный немец

Среднестатистический портрет представителя сильного пола в Германии весьма заметно отличается от казахстанского...

В стране, где с легкой руки Энгельса зародился так называемый “марксистский феминизм”, в настоящее время женщина находится не только у руля государства. В иных органах самоуправления на местах представительницы прекрасного пола занимают более половины всех штатных единиц. Что не может не сказываться на положении мужчины в ФРГ.

Вырос – и вылетел из гнезда

Как же живут немецкие мужчины, чем дышат и о чем думают?

В отличие от многодетных мусульманских “ячеек общества”, старающихся и на чужих западных землях как можно дольше держаться вместе, типичные немцы предпочитают “митовать”, то есть брать в аренду самостоятельное жилье, начиная с 18 лет.

Именно так и поступил давний знакомец вашего корреспондента Пауль. Сразу после гимназии он покинул родительское гнездо. И не стал пользоваться своим законным правом требовать финансовой поддержки со стороны родителей во время вузовской учебы. А ведь мог бы делать это аж до 27 лет!

В процессе самостоятельного полета Пауль, как и все типичные германские “птенцы”, залетал в родительское гнездо не чаще двух-трех раз в год. По особым семейным праздникам или на Рождество.

Отсутствие трудовой квалификации в Германии опаснее всего

Пауль – успешный адвокат. А вот его младший брат Иоганн – хронический бездельник.

Не так давно немцам удалось опустить планку безработицы ниже четырехмиллионного уровня. Местное министерство экономики прогнозирует, что вскоре прозябающих на пособии по безработице останется не более 3,5 миллиона человек.

Портрет типичного безработного в ФРГ схож с биографией Иоганна. Как правило, это граждане, не получившие до 25 лет достаточно высокую трудовую квалификацию, а то и вовсе не имеющие профессии.

Более того, каждый четвертый немецкий юноша, не удосужившийся окончить государственные “беруфсшуле” или ведомственные профтехучилища, вовсе не стремится работать. Тем паче на относительно низкооплачиваемой либо утомительной должности.

Недавно один из центральных телеканалов ФРГ провел эксперимент. Владелец булочной, начинающий каждый трудовой день в пять утра, с помощью журналистов распространил объявление о вакансии по всему Берлину. За целый месяц должностью помощника пекаря заинтересовались лишь три девушки и один паренек. Но ни один из них на следующее утро уже не пришел: предпочли социальное пособие раннему подъему.

Адвокат – это хлопотно. Но сытно и престижно

Успехи Пауля на подобном фоне выглядят особенно рельефно. Ведь вакансии квалифицированных юристов в ФРГ ежегодно сокращаются. Но Пауль – прекрасный специалист. Правда, практику свою он вынужден был открыть не в родном Кёльне, а в Аахене, на самой бельгийской границе. Став “пенделем”.

Das Pendel переводится как “маятник”.В стране, где каждый восьмой отделен от места работы десятками, а то и сотней километров, появился ранее не существовавший глагол pendeln – обозначающий ежедневное мотание туда-сюда-обратно ради привлекательного оклада, перспективной должности или просто полюбившегося трудового коллектива.

Истины ради, и Пауль это признает, дорога для него совершенно не обременительна. Ведь поезда в ФРГ чисты, опрятны, избавлены от ворья и практически бесшумны. Рядом с уютными креслами – розетки для ноутбуков с выходом в Интернет.

В часы, когда “пендели” отправляются на работу или возвращаются домой, во всех вагонах светятся сотни мониторов. По дороге многие успевают поиграть в “стрелялку”, послушать музыку или поработать с документами.

Дела семейные. Увы, проблемные

В материальном плане у Пауля все очень хорошо – “чистыми” в месяц тысяч десять евро набирается. Что позволило уже давно построить весьма комфортабельный особняк в престижном районе “культурной столицы” Германии.

Но вот в аспекте интимном... Под обязательство не расшифровывать его личность перед читателями этот типичный представитель германского мидл-класса поведал о своей непростой судьбе отца-одиночки. По мнению Пауля, институт семьи в Западной Европе трещит по всем швам. И это при том, что на интимную близость с холостяком соглашаются многие свободные и даже замужние женщины.

Как выяснил штутгартский Институт рацио­нальной психологии, легче всего завязать флирт на улице в Берлине. Что же до шансов обратить на себя внимание прелестной незнакомки где-нибудь в кафе или в парке, то с этим больше всего везет мужчинам в Кёльне и Мюнхене. По мнению исследователей, первый город размягчает женские сердца своей “особой духовностью”, а второй – “уютным лиризмом”.

Именно в таком месте, замечательном кёльнском Финкенсгартене, лет семь тому назад Пауль и клюнул на прелести Гертруды, художницы, рисовавшей осеннюю рощу.

Увы, счастье продлилось недолго. Родив сына, Гертруда вовсе не намеревалась замыкаться на трех домостроевских немецких “К” – Кирхе, Кюхе, Киндер, то есть церковь, кухня, дети. Куда больше домашней готовки и пеленок ее интересовали вернисажи, выставки и плэнеры с молодыми мастерами кисти.

Пауль – опытный юрист. И все сделал для того, чтобы сын после развода остался с ним.

Как ЭТО делается в Германии

Только за прошедший год в семейных судах зарегистрировано 175 550 разводов. Что на 3,6 процента больше позапрошлогоднего.

А так как принцип выявления приоритетной вины у супругов отменен у немцев еще лет двадцать назад, главное, на что направлены все усилия адвокатов, судей и других участников процесса, это максимальное соблюдение прав ребенка, угодившего в эпицентр семейного катаклизма.

Согласно принятой здесь “Правовой реформе о детстве”, права на детей у каждого из родителей абсолютно одинаковы. Экспертам и судье дано право решать, у кого из разводящихся будет лучше, сытнее и полезнее чаду, не достигшему 14 лет, только после этого возраста ребенок будет вправе самостоятельно выбирать, с папой или мамой ему лучше оставаться.

Если же судебное решение какой-либо из сторон будет систематически, злостно игнорироваться, санкции, вплоть до уголовной ответственности, крупного штрафа, а то и помещения в тюрьму, неумолимо настигнут любого нарушителя вне зависимости от его должности и связей.

Все, как правило, обговаривается заранее, через адвокатов, с учетом взаимных интересов. А затем прописывается каждый пункт контракта. Вплоть до того, какую именно одежду своему чаду купит к осени мама и на сколько часов будет забирать ребенка в выходные дни отец.

Папы-одиночки как часть социального пейзажа

В случае с Паулем удалось доказать: Гертруда крайне легкомысленная мамаша. Своего теперь уже пятилетнего карапуза она не навещает даже в часы, определенные по закону.

В рабочие дни заботливый папаша оставляет Огюста на попечение приходящей нянечки. Ее зовут Ирина. Кстати, бывшая казахстанка, уроженка Павлодарской области. Ей 35 лет, бездетна, симпатична, развелась с мужем-алкоголиком уже после переселения в Германию, в немецком малыше души не чает и почти не скрывает своих планов заменить рабочие отношения с зажиточным Паулем на нечто более тесное.

Однако мой приятель, обжегшийся на молоке, всячески сторонится сближения. И уже несколько раз даже порывался определить Огюста в дошкольное детское учреждение. Что оказалось совсем даже не просто. Ведь в стране, где знаменитый педагог Фридрих Фребель еще в 1837 году организовал первый в мире детский садик, теперь очень трудно, а порой и невозможно пристроить малыша на полный рабочий день. Длинные списки очередников составляются и в частных, и в муниципальных, и в религиозных, а то и ведомственных дошкольных учреждениях.

Разброс цен за содержание ребенка всего с 8 часов утра до 12 часов дня колеблется в зависимости от географии очень сильно. Это может быть и 500 евро в месяц, и всего 150...

При этом завтраки и даже обеды в большинстве немецких детсадов вовсе не практикуются. Родители обязаны приносить еду и питье сами.

Вот и стоит наш “типичный немец” Пауль перед выбором: или же рискнуть с женитьбой еще раз, или отбиваться от знаков внимания “казахендойче” Ирины еще несколько лет, пока сынок не подрастет?

* * *

Джентльмен при “первой леди”

О муже Ангелы Меркель журнал “Штерн” в свое время не без ехидства отзывался как о почти безликом “призраке оперы”. Действительно, 62-летний Иоахим Зауэр весьма редко дает интервью, и только по темам своих научных исследований. А со всемирно известной “половинкой” появляется на многолюдных мероприятиях лишь тогда, когда без этого не обойтись по дипломатическому протоколу.

Однако все уважительно признают: профессор Зауэр совершенно не затерялся в тени своей супруги. В 25 лет он стал уже доктором химических наук и в своей крайне мудреной отрасли (неорганические кластеры, а также изучение структур, энергетики и динамики гетерогенных процессов катализа агрегатов переходного оксида металла) вошел в первую десятку самых видных ученых планеты, претендуя даже на Нобелевскую премию.

От первого брака с однокурсницей-химичкой Зауэр имеет двоих сыновей – Даниэля и Адриана.

С Ангелой же Иоахим познакомился уже после того, как она ушла от своего первого мужа. Дальновидно сохранив, однако, его фамилию. Ведь Меркель созвучно с “мерклих” – “заметный, выдающийся”. А вот Зауэр по-немецки – “кислый”. Что успешному продвижению в большую политику вряд ли могло способствовать.

Детей у них нет, но близкие друзья пары говорят: уже десять лет в своем браке фрау Меркель и герр Зауэр живут очень дружно. Причем муж играет в быту доминирующую, руководящую роль.

Эмма ЧАЗОВА-ЗОЛОВКИНА (фото), Берлин – Кёльн

Сергей ЗОЛОВКИН, собственный корреспондент “Каравана” в странах ЕС

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи