Опубликовано: 1700

Сами себя задвинули

Борьба с коррупцией в ЮКО идет без участия чиновников.

Когда огородники пропалывают грядки, они стараются не оставлять в почве корни сорняков, иначе не пройдет и нескольких дней, как нужно будет заново приниматься за работу. Так вот, борьба с коррупцией в Южном Казахстане мне как раз и напоминает тот мартышкин труд, которым часто занимаются государственные органы этого региона. Летят головы чиновников, разных должностных лиц и бизнесменов, делающих деньги на госбюджете, но “огороды” по-прежнему колосятся злостной сорной травой. Сажают коррупционеров, а коррупционные схемы, скрытые возможности для злоупотреблений все равно остаются.

Директорские “парадоксы”

Судите сами: в Южно-Казахстанской области население приходит в ужас от того, что один за другим идут на посадку директора средних школ. В прошлом году около полусотни руководителей привлечены к уголовной ответственности, в этом году таких фактов – семь. Обвинения знакомые – помимо поборов с учеников и их родителей злоупотребления, связанные с заработной платой и использованием бюджетных средств, отпущенных на ремонт и строительство. Но неужели же в школах собрались все наиболее алчные и ненасытные взяточники области, тем более что самыми “берущими” жители Южно-Казахстанской области, согласно опросам АСИП, признали здравоохранение и автоинспекцию? Тогда почему столь велики “потери” именно среди школьных директоров региона? Ответ на этот вопрос можно было получить

12 сентября в ходе очередного, десятого заседания Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией. Шымкентские власти еще не определили своего места в этой работе, отдав все приоритеты правоохранительным органам. Это все равно что пытаться лечить болезнь на самой последней ее стадии.

Аким области Аскар Мырзахметов, выступая на совете, по сути дела, признался в том, что у него нет в руках инструментов, позволяющих влиять на ситуацию с коррупцией в школах. Хотя уже много лет ряд областей и городов республиканского значения проводят финансирование учреждений образования через департаменты финансов, при этом директора школ вообще не прикасаются к наличности – учителя получают зарплату в банкоматах по карточкам, а капремонты берут на себя управления по строительству. Представители образования лишь контролируют ход ремонтных работ. В этом случае директора учебных заведений, педагоги выполняют профессиональные обязанности, не пытаясь “тачать сапоги”, то есть распоряжаться крупными суммами, подвергаясь соблазну и соблазняя падких на дармовщину чиновников.

Ранее судимые – в руководстве региона

Удивило и то, что глава области не отвечает за подбор кадров на должности директоров школ. Как отметил А. Мырзахметов, их назначают районные акимы, причем без оглядки на областное руководство. Хотя и здесь есть опыт некоторых областей, например, все кандидаты в директора школ проходят через собеседование у акима или его зама. Надо ли говорить, что личность руководителя учреждения образования имеет огромное значение в воспитании школьников, именно от него во многом зависит, какие жизненные ценности они будут исповедовать во взрослой жизни.

Судя по докладу члена Антикоррупционного совета генерала Мурата Калматаева, который вместе с комиссией около месяца провел в Южном Казахстане, кадровая политика – слабое место областных властей. Заместителем акима области с июня нынешнего года работает

Б. Алиев, который, как сказано в справке комиссии, “в 2001 году был осужден приговором Сарыагашского райсуда ЮКО к трем годам лишения свободы за превышение власти и должностных полномочий и похищение, уничтожение, повреждение (сокрытие) официальных документов, штампов (печатей) из корыстной заинтересованности”. В должности заместителя начальника отдела строительства акимата города Шымкента с июля 2007 года работает Т. Егитаев, который в 1990–1997 годах также отбывал наказание в виде лишения свободы. Нет, вполне можно согласиться с тем, что эти люди осознали свои ошибки, исправились и так далее, но зачем же было сразу назначать их на ключевые должности, где предполагается “распил” бюджетных денег, идущих на те же “100 школ, 100 больниц” или “Дорожную карту”? И после этого глава области сокрушается, что, сколько с ними ни борись, одни и те же строительные организации области побеждают в тендерах и получают огромные госзаказы, что существующее законодательство не дает акиму области возможности контролировать работу конкурсных комиссий. Но нужны ли какие-то особые законы, правительственные решения, чтобы поменять ситуацию и перекрыть коррупции кислород в отдельно взятой области? Ведь назначение председателей и подбор членов комиссий и без того находятся в компетенции главы региона.

Не достучаться

Развивая повышенную активность там, где пахнет большими деньгами, чиновники, как правило, проявляют равнодушие к своим прямым обязанностям. Как отмечалось в справке комиссии Республиканского совета по борьбе с коррупцией, у жителей ЮКО практически нет доступа к лицам, обремененным государственной службой. Например: предприниматель Х. Камалов уже два года не может получить правоустанавливающие документы на землю; В. Рашитова пытается получить документы об обретении гражданства РК с 2005 года; в декабре 2008 года

В. Осьмина пожаловалась на работников полиции, но до сих пор не получила ответа ни от прокуратуры, ни от полиции, как, впрочем, и И. Сегень, и Н. Егорова, обратившиеся к прокурору ЮКО. А вот на аналогичный запрос, поступивший в те же сроки в адрес премьер-министра России В. Путина, они получили ответ в том же месяце. Что уж тут говорить, если даже членов Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией НДП “Нур Отан” не пропускали в здание областного суда. Какие такие тайные дела вершились в здании суда полтора часа, пока члены комиссии ждали разрешения? Причем никто из ответработников даже не соизволил выйти к руководителю комиссии, ветерану афганской войны, и извиниться.

Нарушение есть – реакции нет

Понятно, Южно-Казахстанская область – не исключение из тревожного правила. И вполне логично, что на заседании общественного совета была проанализирована деятельность республиканского Агентства по делам госслужбы, хотя и без участия его руководителя Кайрата Нурпеисова, который не пришел, несмотря на личное приглашение председателя совета, сенатора Оралбая Абдыкаримова. Видимо, неразбериха, царящая в кадровой политике на местах, его еще не задевает, хотя только в сфере борьбы с коррупцией в этом ведомстве комиссия во главе с депутатом Мажилиса Айгуль Соловьевой выявила целый клубок проблем.

– Весь Шымкент знает, кто из чиновников отсидел и сколько, а реакции со стороны территориального управления Агентства по делам госслужбы нет никакой, – возмутился председатель антикоррупционного совета Оралбай Абдыкаримов. – Почему они эти вопросы не поднимают? Я думаю, это наше обсуждение должно оживить вашу работу, если вы совсем не умерли там, а то главе государства жалуетесь, что Агентство по делам госслужбы кто-то задвинул на задворки... Вы сами себя задвинули!

Адил ИБРАЕВ, Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи