Опубликовано: 1500

С Рождеством Христовым!

С Рождеством Христовым!

7 января православные христиане отмечают один из самых больших праздников – Рождество Христово.

Более 2000 лет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие – родился Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей.

Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета, где они жили, в город Давидов – Вифлеем. А придя в Вифлеем, не могли найти себе пристанище и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился младенец.

Она спеленала его и положила в ясли, куда обычно кладут корм для скота. Вифлеемские пастухи первыми узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними ангел Божий и сказал им: “Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (Вифлееме) Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях”.

Как только ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других ангелов. Ангелы воспели пастухам первое песнопение христианской эры: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение”. Смысл этой трехсоставной молитвы: Рождество Спасителя призывает горний мир ангелов восславить рождение Творца на земле; Рождество приносит примирение и соединение людей с Богом уже на земле; Рождество открывает людям благоволение Творца.

В латинском переводе эта молитва выглядит несколько иначе: предполагается, что “благоволение”, упоминаемое Евангелием, принадлежит не Богу, а людям. Поэтому последняя часть латинского перевода звучит, как “мир в людях доброй воли” (pax in hominibus bonae voluntatis).

Накануне Рождества

Сочельник – это день накануне Рождества, которым заканчивается Рождественский пост. По обычаю положено строго поститься “до звезды” в знак воспоминания о звезде Вифлеемской. А вечером, для подкрепления сил перед торжественной службой, готовился тихий семейный ужин, главным блюдом которого было сочиво – сваренные в меду зерна пшеницы. Варились в этот день кисели и компоты, и дети, нетерпеливо поглядывая на вечереющее небо, искали звезду. 

– Сочельник – это время максимальной сосредоточенности перед самым главным событием – рождением Бога, поэтому едой надо лишь подкрепить свои силы, а не думать о разнообразии стола, – пояснил нам пресс-секретарь Астанайской и Алматинской епархии протоиерей Александр Иевлев.

По старинному обычаю, стол посыпали сеном – в память о яслях, где провел свою первую ночь на земле младенец Христос, затем расстилали белоснежную некрахмаленную скатерть, в центре ставили ритуальное сочиво и другие кушанья. Непременным украшением была наряженная елка с зажженными свечами и подарками под ней.

– Кульминацией праздника является литургия, которая по традиции на Рождество, равно как и на Пасху, совершается ночью, – поясняет отец Александр. – Нам неизвестен точный час рождения Христа, но по описаниям Евангелия и косвенным признакам это произошло в ночное время. Потому мы совершаем литургию в полночь по местному времени. И везде, где есть храм, будет праздничная служба.

В Казахстане главные торжества проходят там, где богослужение совершает митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий.

12 дней радости

В день Рождества начинаются Святки – святые дни, которые длятся 12 дней, до Крещенского сочельника. К сожалению, многие воспринимают святочные дни как дни необузданного веселья, праздности. Но к изначальному смыслу Святок это не имеет никакого отношения. Святки – дни радости о том, что родился для нашего спасения Иисус Христос. В это время принято ходить в гости, навещать больных, стариков, заключенных, бедных, дарить подарки, чтобы и они могли разделить с нами счастье Рождества Христова.

Однако издревле народ гулял и веселился все эти дни. Зимние Святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора “кликали” Коляду. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Коляда и Овсень – мифологические персонажи песен – должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.

В эти дни разжигали костры, рядились. Парни устраивали игрища, девушки собирались на посиделки и гадали.

Как пояснил отец Александр, народные гулянья церковью не возбраняются.

– Но есть вещи, которые не могут быть приняты, – отметил он. – Однозначно – это гадание. Не приветствуются и ряженые, поскольку люди надевают на себя маски. Дело в том, что человек – это живая икона Бога, пришедшего в мир во плоти человеческой. А ряженые подменяют лик личиной.

Другое дело колядование. Веселые люди ходят из дома в дом, поют рождественские тропари, церковные или народные песнопения, поздравляют хозяев дома, делятся с ними своей радостью. И на Святках радость действительно должна быть полной, но при этом осмысленной.

От праздника к празднику

Завершает Святки праздник Крещения Господня. Отмечается он в память крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Этот праздник называют еще Богоявлением, потому что во время крещения Иисуса Христа слетел с небес голубь, это был Дух Святой, и раздался голос Бога, сказавшего, что Иисус Христос – Его возлюбленный Сын.

На Крещение в церквах освящают воду. У православных христиан издавна существует обычай приносить домой святую воду и бережно хранить ее.

Как приготовить сочиво

По церковному уставу, в дни сочельников – Рождественского и Богоявленского – православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво.

Вот как его приготовить: 1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1–3 столовые ложки меда, сахар по вкусу. Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов. Иногда сочиво готовят из риса, его следует приготовить так: стакан риса залить 1,5 стакана кипятка, плотно закрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть – на среднем, три – на маленьком. Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно. Для подслащивания лучше использовать мед.

Анна ПАВЛОВА, Тахир САСЫКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи