Опубликовано: 4800

Реквием по старой столице

Реквием по старой столице

Кызылорда – не просто областной центр. В разные эпохи здесь находились столицы трех государств. В VIII веке в Приаралье осели огузы. В XII веке на этой земле объединились кыпчакские племена. А чуть более восьмидесяти лет назад Кызылорда была столицей Казахской Автономной Советской Социалистической Республики.

Перовск, Ак-Мечеть, Кзыл-Орда…

Здесь история дышала на каждом шагу. Почему дышала? Да потому, что с каждым годом в городе все меньше становится зданий, исторических мест, олицетворяющих ту или иную эпоху.

По словам старейшего историка области Мади Киреева, профессора местного Государственного университета им. Коркыт Ата, именно Кызылорде казахи должны быть благодарны за свое самоназвание, так как здесь по инициативе интеллигенции коренных жителей перестали именовать киргиз-кайсаками. Только здесь сохранилось почти повсеместно забытое древнее искусство казахов – жырау, или горловое пение.

За три века своего существования наш город переименовывали трижды. В 1820 году в честь первого губернатора края Перова поселение назвали Перовск. В 1904 году здесь был построен железнодорожный вокзал – яркий образец гражданской архитектуры прошлого века. Он и сейчас, после реконструкции к столетию Казахстанской железной дороги, выглядит совсем как новый.

Затем город стал Ак-Мечетью. В 1925 году сюда из Оренбурга перенесли столицу Казахской АССР, и город назвали Кзыл-Ордой. Тогда на звание главного города страны претендовали Акмола (нынешняя Астана), Актюбинск, Аулие-Ата (Тараз), Шымкент, Семипалатинск и Ак-Мечеть. Выбор пал на Кзыл-Орду (Ак-Мечеть), потому что через город проходит железнодорожная магистраль Оренбург – Ташкент.

Из Оренбурга в Ак-Мечеть прибыл специальный поезд, в котором находились руководители автономной республики – председатель ЦИК С. Мендешев и председатель Совнаркома Н. Нурмаков, писатели Сабит Муканов, Амре Кашаубаев и другие. До этого Ак-Мечеть имела статус центра уезда с населением всего 22 тысячи человек. За семьдесят лет советской власти город из небольшого поселения вырос в самый крупный мегаполис региона. Сейчас в Кызылорде – так стал называться областной центр после распада Советского Союза – живет больше двухсот тысяч человек.

Дома руководителей страны превратили в психбольницу

Обидно, что исчезли безвозвратно старинные купеческие дома. Даже здание, где располагалось руководство страны, снесли. На его месте воздвигли мемориальный комплекс Коркыту – легендарному создателю казахского народного инструмента кобыза. Сейчас в городе остался единственный купеческий дом, построенный, судя по дате на его фронтоне, в 1878 году по проекту инженера-генерала Брюно. В разные времена в нем располагались женское приходское училище, швейно-трикотажная фабрика, типография. Теперь это, как принято в наши времена, торговый дом.

А история с правительственными зданиями в какой-то мере забавная. Построенные еще во времена Перова одноэтажные дома из николаевского кирпича простояли более века и служили крепостью от набегов кокандских завоевателей. Когда Кызылорда стала столицей, в них расположились руководители страны. А когда статус главного города Казахстана получила Алма-Ата, здесь разместился комплекс психиатрической лечебницы.

Время исторического сноса

В 1990-х годах на волне реконструкции города исчезли многие исторические здания, в том числе снесли и весь больничный городок, оставив лишь четырехэтажное здание. Теперь в нем располагается институт повышения квалификации учителей.

Рядом же находится комплекс Коркыт Ата, который по замыслу современных архитекторов должен выполнять миссию главной площади города. Но не учли одного – на маленьком пространстве в дни праздников не протолкнуться. Люди с ностальгией вспоминают центральную площадь перед акиматом, которую превратили в зону отдыха, соорудив фонтаны и пешеходные дорожки среди клумб. Самое интересное было потом, когда выяснилось, что вся реконструкция в городе была проведена без генерального плана. Конечно, сейчас город стал современным, расширены улицы, появились новые красивые здания. Но исчез неповторимый старинный облик.

Детище Айтбая Балтабаева – памятник на века

К сохранившимся архитектурно-историческим зданиям можно отнести мечеть Айтбая, бывшую когда-то медресе. Это сооружение было воздвигнуто в 1880–1885 годах на средства богача из Бухары Айтбая Балтабаева. Привлекает взор и единственная в Кызылорде церковь. Она была построена чуть позже мечети – в 1890–1895 годах. Перовская Казанско-Богородичная церковь проектировалась местным архитектором Есаковым и инженером Калининым и была воздвигнута в честь иконы Казанской Божией Матери. Ее прихожанами в основном были переселенцы. В годы советской власти, вплоть до 1982 года, здесь располагался историко-краеведческий музей, и лишь в мае 1989 года решением местного горисполкома здание было передано в ведение Русской Православной Церкви.

Две мельницы, три бани, четыре чайханы…

Вместе с городом развивались его инфраструктура и промышленность.

Как гласят музейные документы, когда в 1867 году форт Перовский получил статус города, здесь насчитывалось уже 36 добротно сложенных зданий. А через несколько лет промышленник и богач Иванов открывает здесь пивоваренный завод производительностью “16 тысяч ведер пива в год”.

Кроме того, в старом Перовске работали два кирпичных завода, две ветряные мельницы, три бани и четыре чайханы. Уже к 1904 году в городе было возведено 2119 зданий, из которых 134 – постройки из жженого кирпича, 1360 – сырцового и 625 каркасных. Первая школа в Перовске была открыта

14 апреля 1860 года в доме священника Маслова, который и стал в ней первым учителем. Здесь обучались 6 мальчиков и 9 девочек. А первая школа для детей-казахов была открыта намного позже – 6 декабря 1863 года. Русско-туземное училище открылось в 1901 году. В 1910 году на весь город приходились один врач, два фельдшера и одна акушерка. Работали амбулатория, в которой принимали больных, и аптека.

От завода остался… каркас

Уже в годы советской власти в Кызылорде появилось множество предприятий. А фабрика нетканых материалов (ФНМ), ставшая ударной комсомольской стройкой страны, считалась одной из лучших в Союзе – хоть и было-то их всего три на всю одну шестую часть планеты. Три тысячи человек работали на огромном целлюлозно-картонном заводе. Рядом выросли жилые микрорайоны. Сейчас люди, живущие здесь, сидят без работы и перебиваются случайными заработками. ЦКЗ канул в Лету. Теперь о былой славе напоминает лишь каркас комплекса.

В прежние годы город расширялся и рос за счет новых земель. Сейчас картина иная – под рестораны и торговые дома власти отдают здания, имеющие историческую и архитектурную ценность. И скоро исторических зданий не останется совсем, и потомкам даже нечего будет показывать и рассказывать.

Фото автора и Игоря ТИТЕНКА, Кызылорда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи