Опубликовано: 4000

Река тревоги нашей

Река тревоги нашей

Река Нура, питающая водой города Центрального Казахстана, превратилась в смертоносный источник. Местные жители сомневаются, что реке вернут ее прежнее состояние.

Тонны ртути на дне

Сегодня река Нура находится в большой опасности. Полвека химический завод “Карбид” сбрасывал в реку свои ртутные отходы. На ее дне скопилось, по разным подсчетам, от 300 до 1000 тонн ртути.

А между тем Нура – самая крупная, если не сказать единственная река Центрального Казахстана. Она берет начало в западных отрогах гор Кызылтас и, пройдя практически по равнинной обезвоженной степи без малого тысячу километров, впадает в озеро Тенгиз. Река питает весь Казахский мелкосопочник и знаменитые Коргалжинские озера. Нура – драгоценный источник питьевой воды для людей. И не только для карагандинцев. Она связана с Вячеславским водохранилищем, которое снабжает питьевой водой Астану.

Помимо Нуры в истории человечества зарегистрирован только один прецедент подобной экологической катастрофы – в Японии. В городе Минамата, где ртутные отходы, сбрасываемые в море химическим производством, превратили залив в мертвую зону.

Трагедия, разразившаяся на острове Кюсю, была страшной и поучительной. От ртутной болезни, названной впоследствии болезнью Минамата, погибли сотни людей. Тысячи потеряли зрение, память, речь, слух… С острова исчезли птицы и животные. Из залива ушла рыба. Японцы потратили на восстановление залива и природного равновесия 14 лет и миллионы долларов. Сегодня Минамата – чистая зона.

Ртуть “доплыла” до Астаны

Наши ученые утверждают, что на дне Нуры ртуть находится в основном в “связанном”, сорбированном состоянии и не представляет острой угрозы отравления, как это случилось в Минамате. Но почему-то от этих утверждений легче не становится.

Тем более далеко не все ученые придерживаются такой точки зрения. Специалисты Национального центра гигиены труда и профзаболеваний, к примеру, в 1993 году проводили обследование населения поселков, входящих в зону бедствия, и обнаружили ртуть даже в грудном молоке матерей-сельчанок. Об этом факте говорил на общественных слушаниях академик Габдулла КУЛКЫБАЕВ. “Многие годы растения накапливали в себе ртуть. Зараженный ил и растения служили кормовой базой для рыб. Их организмы тоже накапливали ртуть. Если сегодня мы вычистим реку от ртутных отходов, то только через 20–30 лет вода и рыба в ней станут “чистыми”, – сказал тогда ученый.

Проблема не сдвигалась с мертвой точки много лет. И только когда ртуть “доплыла” до столицы и ее начали обнаруживать в водах Ишима, уникальный проект по очистке реки Нуры от ртути был наконец запущен. Общая стоимость его превышает 63 млн. долларов.

Наша газета уже не раз писала о ходе работ. Они начались в 2007 году. Первые два этапа – демонтаж завода “Карбид” и строительство ртутного могильника на сопке Апан близ Темиртау, где предстоит захоронить более двух миллионов кубометров зараженного грунта, – официально завершены. Нынешней весной начнется третий, основной этап – непосредственная очистка самой реки.

По плану чистить Нуру предлагают двумя способами. Проложить вдоль реки трубопровод, полностью пустить реку по нему и очистить дно по всему участку. А можно чистить реку частями на пяти участках. Сначала подрядчик срежет с берегов кустарники и деревья, потом выдерет их корни, отведет воду, очистит грунт, потом высадит те же самые деревья обратно. Пока будут чистить реку, спиленные деревья будут вымачивать, чтобы они пустили корни. Как уверяли исполнители этого проекта еще три года назад, эти работы не нанесут никакого ущерба ни людям, ни природе. Однако у жителей есть все основания сомневаться в том, что работы пройдут, как обещано. Как будет все на самом деле – мы увидим через несколько месяцев.

Сомнительные гарантии

Дело в том, что твердые гарантии безопасности давали людям и перед началом очистки земельного ландшафта, и перед началом строительства ртутного могильника. О том, как было на самом деле, наша газета рассказывала не раз. Напомним лишь одно: отклонения от первоначального проекта были столь разительны, что нынешней осенью сельчане потребовали остановки работ. По их жалобе в регион прибыла специальная комиссия Всемирного банка, который совместно с правительством РК финансирует данный проект.

А Нура-Сарысуский департамент экологии Комитета экологического регулирования и контроля МООС РК добился судебного решения о приостановке работ на ртутном полигоне “Апан”, где ведутся работы по захоронению ртутных отходов. Экологи провели проверку и выявили вопиющие нарушения. 150 тонн ртутных отходов захоронены в металлических бочках и без должного защитного экрана. А ведь перед началом работ жителям Темиртау, которые бурно протестовали против строительства в трех километрах от города ртутного могильника, также гарантировали полную безопасность и уверяли, что отходы будут герметично упаковываться в специальные емкости, не подвергающиеся коррозии, а захоронят их в специальных бункерах с мощным защитным экраном. Экологи подали в суд и добились приостановки работ и проведения полной экспертизы всех обнаруженных отклонений от проекта.

...Люди у реки с тревогой ждут весны.

Татьяна ТЕН, Караганда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи