Опубликовано: 4700

"Казахские Помпеи" могут снести в угоду строительства дороги

"Казахские Помпеи" могут снести в угоду строительства дороги Фото - Тахир САСЫКОВ, Тамара САВЕЛЬЕВА

В Астане ответили, что будет с древним городищем Тальхир. Памятнику Всемирного наследия в Алматинской области грозит разрушение из-за строительства новой автомобильной дороги.

Кто и кому мешает?

План построить автомобильную дорогу Бирлик – Алмалык – Рыскулов – Казстрой – Ак Булак, которая будет напрямую вести из Алматы к высокогорному курорту “Ак Булак”, возник восемь лет назад. С новой трассой путь из южной столицы до спорткомплекса в Солдатском ущелье должен сократиться вполовину. Дороги – явление благое, где бы они ни появлялись. Но не в этом случае. Кратчайший путь, который существует, проходит аккурат через археологический памятник – древнее городище Тальхир (он же Тальхиз, Талгар).

На сегодня была возведена часть автомобильного моста, которая фактически уперлась в территорию городища. На строительство был наложен мораторий. Все ждут.

Сегодня проблема из локальной грозит перерасти в международную. О том, что такое городище есть, известно всем в округе и далеко за ее пределами.

Ведь городище Тальхир в 2014 году вошло в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в составе транснациональной номинации “Шелковый путь: сеть маршрутов Чанъань-Тянь-Шаньского коридора”, где числятся 22 объекта – в Китае, 3 – в Киргизии и 8 – в Казахстане (кроме Тальхира включены городища Костобе, Актобе (Степнинское), Кулан, Орнек, Акыртас, Каялык, Карамерген).

Что, безусловно, является очень престижным, но при этом накладывает определенную ответственность перед зарубежными партнерами. Ранее представитель Международного совета по сохранению памятников и исторических мест (ИКОМОС) сказал, что в случае разрушения городища Тальхир под угрозу исключения из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО попадают все компоненты данной серийной номинации.

 

За возведенной частью моста начинается территория древнего городища

Честно сказать, найти концы в этой истории было непросто: мы обращались в районные и областные акиматы, разговаривали с дорожниками, мостовиками, делали запросы в разные министерства. Но не могли получить однозначный ответ – что же будет дальше? Как пойдет дорога и не пострадает ли при этом городище? Мы побывали и на территории самого городища и своими глазами увидели, что совсем недалеко работа по-прежнему кипит – рабочие возводят мостовую конструкцию возле реки Талгар. Как нам сообщили в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области, сейчас “там (вплотную к городищу) стройка не идет”. Что будет дальше – вопрос остается открытым. Сначала закончат работы, связанные со строительством моста недалеко от городища, мол, потом решат. Но один дорожник все же высказался: “Там археологического ничего нет, там раньше был водоотстойник. Дорогу сделают, зато будет прямой путь в сторону “Ак Булака”, туристы будут приезжать. Вы видели, какая там природа красивая?”. Он тоже подтвердил, что строительство на данный момент остановлено, а мост делается не на территории Тальхира.

Дороже, чем Помпеи

По мнению археолога, исследующего городище с конца 70-х годов прошлого века, для нашего региона Тальхир – “это наши Помпеи”. Его (городище) благодаря многолетней работе археологов и экспертов, в том числе иностранных, удалось вывести на мировой уровень. Сегодня объект охраняется ЮНЕСКО. К слову, на территории Казахстана много памятников мирового значения, но в Списке Всемирного культурного наследия пока 10 памятников, и Тальхир – один из них.

– Широкую известность город получил после упоминания в географическом сочинении “Худуд ал-алем” (“Границы мира”) в 980 году, – рассказывает Тамара CАВЕЛЬЕВА, доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела урбанизации и номадизма Института археологии имени А. Х. Маргулана. – О Талгаре было сказано, что “находится он у подножия первой горной гряды гор Заилийского Алатау, на высоком обрывистом берегу у выхода горной реки Талгар из ущелья”, поэтому он и назван был Тальхир (Тальхиз, Талгар) – по имени одной из высочайших горных вершин. Путь развития города из поселения составляет несколько веков. В Х веке город превратился в один из крупнейших пунктов Илийской долины на Шелковом пути – это был политический, административный, торговый, ремесленный и культурный центр. Раскопки широкими площадями позволили проследить застройку города, расположение кварталов, разреженных улицами. При раскопках была открыта водопроводная сеть, которая тянулась не только к домам, но и к мастерским, в частности, гончарным. В XI–XII веках было развито железоделательное производство, талгарские ремесленники в это время умели варить булатную сталь, из нее изготавливали инструменты для строительного дела. Кроме того, среди находок много сельскохозяйственных орудий, обнаружены инструменты шорников, торговцев – весы, разновесные гири. Западная Европа в то время еще не знала булатную сталь и вообще тонула в помоях, которые выливали прямо на улицу, а здесь была налажена система подвода чистой воды и отвода сточной. В домах найдены небольшие по размеру санитарные помещения с ванночками для омовения. Пищу готовили в тандырах, дымом которых обогревались. Дым выводили через вертикальные колодцы в стенах на крышу. Жители города занимались скотоводством и земледелием, садоводством и бахчеводством, охотой и рыболовством. Люди были грамотными – об этом свидетельствуют подписи мастеров на своих изделиях, жители умели играть в шахматы.

Когда летом 2014 года средневековый Тальхир, как памятник, находящийся на Великом Шелковом пути, и часть тянь-шаньского отрезка, вошел в список номинантов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО – это было огромное событие для всей страны, а не только для археологов.

 

Центральная мостовая и жилой квартал XI – нач. XIII в., городище Тальхир

– В первой половине XIX века в этих местах бывал Чокан Валиханов, он его подробно описал в дневниках путешествий. В конце XIX века, будучи в поездке с научной целью в Средней Азии, городище посетил известный востоковед Василий Бартольд. Со второй половины 50-х годов средневековый город активно изучали Кималь Акишев, Евгения Агеева, Иван Копылов. Включение памятника во Всемирное культурное наследие дало импульс резкому росту интереса к нашей стране туристов, повысило имидж государства, имеющего развитую древнюю культуру. Как и подавляющее большинство нашего народа, неравнодушного к своему культурному наследию, могу сказать, что переживаю за памятник, – заключает Тамара Савельева.

Национальная задача – предотвратить разрушение

Министерство иностранных дел Казахстана на наш запрос рассказало о выработанных рекомендациях по предотвращению разрушения памятника Всемирного наследия, среди которых: остановить все действия и объявить мораторий в отношении строительства дороги Бирлик – Алмалык – Казстрой – Рыскулов – Ак Булак (на проблемном участке); отказаться от альтернативного проекта дороги на южной стороне компонента объекта Всемирного наследия, так как это может отрицательно сказаться на его выдающейся универсальной ценности и нарушить как установленную зону памятника, границы, так и технические системы водоснабжения, являющиеся жизненно важными для города Талгара; продолжить работу над поиском альтернативных маршрутов для дороги Бирлик – Алмалык – Казстрой – Рыскулов – Ак Булак за пределами территории компонента объекта Всемирного наследия и его буферной зоны, которые защищены национальным законодательством от проведения крупных строительных работ; учредить экспертный совет с участием международных экспертов ИКОМОС и представителей межправительственного координационного комитета “Шелковый путь” в целях поиска приемлемого решения по проекту альтернативного маршрута дороги; демонтировать мост, построенный через реку Талгар, так как это противоречит выдающейся универсальной ценности серийного трансграничного объекта и др.

“В противном случае международному имиджу Казахстана, который к тому же является членом Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО до 2017 года, будет нанесен ощутимый ущерб, – считают в МИД РК. – На основании ратифицированной Казахстаном Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия 1972 года (далее – конвенция) (статья 4) Республика Казахстан взяла на себя обязательство охраны и передачи будущим поколениям памятников выдающегося универсального природного и культурного значения, в число которых входит городище Талгар. Согласно статье 6 конвенции Казахстан признает памятники, включенные в Список Всемирного наследия, всеобщим наследием и в этой связи обязуется не предпринимать каких-либо преднамеренных действий, которые могли бы причинить им прямо или косвенно ущерб.

Любые крупномасштабные восстановительные или новые строительные работы на территории, находящейся под охраной конвенции, должны быть согласованы государством – стороной Конвенции с Комитетом Всемирного наследия через секретариат Всемирного наследия. Таким образом, проект строительства автодороги Бирлик – Алмалык – Рыскулов – Казстрой – Ак Булак должен пройти согласование с Комитетом всемирного наследия, заседания которого проходят ежегодно.

Более того, в 2013 году министерство культуры и спорта РК подписало трехсторонний меморандум о взаимопонимании с Китаем и Киргизией относительно сохранения и управления памятниками, включенными в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в рамках серийной номинации “Шелковый путь: сеть маршрутов Чанъань-Тянь-Шаньского коридора”. Полагаем, что текущая ситуация с городищем Тальхиз должна быть разрешена с учетом требований ратифицированной конвенции, полученных международных рекомендаций, без потери выдающейся универсальной ценности объекта, что в свою очередь позволит сохранить высокий имидж нашей республики на международной арене”.

Пока все замерли в ожидании. Чем закончится эта история – неизвестно. Но в любом случае хочется спросить: стоят ли сиюминутные хозяйственные дела уничтожения многовекового наследия предков?

Когда верстался номер, мы получили ответ из министерства культуры и спорта РК, в котором говорится, что на сегодня ведется поиск другого маршрута дороги для разрешения сложившейся ситуации:

“Уполномоченным органом в области строительства автомобильных дорог является министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан. Также строительные работы автомобильной дороги Бирлик – Алмалык – Рыскулов – Казстрой – Ак Булак производятся акиматом Алматинской области.

В настоящее время министерством (культуры и спорта) совместно с акиматом Алматинской области рассматривается вопрос альтернативного варианта проекта автотрассы”.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи