Опубликовано: 5300

Проблемным заемщиком в Казахстане быть выгоднее, чем честным

Проблемным заемщиком в Казахстане быть выгоднее, чем честным

Программа рефинансирования ипотечных кредитов Нацбанка разделила ипотечников на два больших лагеря. Как оказалось, быть проблемным заемщиком в Казахстане выгоднее, чем честным.

В августе прошлого года Национальный банк запустил программу рефинансирования ипотечных кредитов. Планируется рефинансировать займы около 25 тысяч граждан, взявших кредиты в период с 2004 по 2014 год. А в случае хорошей реализации программа будет расширена до 50 тысяч человек, которые находятся в плохой финансовой ситуации. Эти заемщики накопили большое количество долгов: от 30 до 70 процентов суммы их долга – это пеня и штрафы. Фактически именно их проблемные кредиты формируют костяк токсичных кредитов банков на розничном рынке.

Для разрешения их проблем Нацбанк выделил 130 миллиардов тенге. По условиям рефинансирования коммерческие банки-кредиторы списывают со своих должников всю пеню и задолженность. За основу берется только остаток основного долга, который рефинансируется в тенге. Банки также пошли на сокращение своей маржи: если ипотечные кредиты брали под 11–12 процентов, то при рефинансировании кредитов ставка вознаграждения снижается до 3 процентов годовых. И тут начинается самое интересное.

При пересчете основного долга коммерческие банки используют два курса: для проблемных заемщиков применяется курс на 18 августа 2015 года – 188 тенге, для непроблемных – текущий курс.

– Я услышала про программу рефинансирования ипотечных кредитов от Нацбанка еще в мае 2015 года, – рассказала “КАРАВАНУ” одна из участниц программы по имени Маншук. – Пошла в банк, но там мне снова сказали, что у меня это не единственное жилье. В 2009 году родственники оформили на меня покупку квартиры, которую затем продали. Я пыталась доказать, что той квартиры уже нет, что она продана. Но мне объяснили, что по условиям программы за все это время я не могла приобретать недвижимость. В августе снова пришла в банк. Уточнить, может быть, я смогу пройти по программе Нацбанка? Оказалось, могу. В программу внесли изменения или банки разобрались в условиях: купленное жилье должно быть единственным по состоянию на 1 января 2015 года. Я подала документы и месяц ждала ответа. В конце октября получила одобрение, мы подписали новый договор. По нему мне сделали рефинансирование под три процента годовых в тенге. Но по курсу на день заключения сделки – 308 тенге за доллар.

– Возмущает, что людям, которые исправно платили, без задержек, без штрафных санкций, я даже когда в декрете сидела, исправно платила, кредит рефинансировали по текущему курсу, – продолжает Маншук. – А злостным неплательщикам, тем, которые набрали пеню по просрочке, кредит пересчитали по курсу 188 тенге. Я не понимаю такого. Это несправедливо. Меня поражает, насколько разный подход к людям. Такие проблемные заемщики вообще не обращались в банки. Банк им сам звонил и предлагал пройти рефинансирование. Конечно, спасибо государству за такую поддержку. Сначала я платила более 600 долларов в месяц. Три года назад родители помогли мне досрочно погасить 15 тысяч долларов. Платеж уменьшился до 400 долларов. Только с декабря я плачу 80 тысяч тенге. Платить 400 долларов сейчас было бы совсем нереально. На что жить тогда? Про 600 долларов речи вообще нет. Если бы я не погасила те 15 тысяч, то не знаю, что делала бы. Где справедливость?

– При рефинансировании используются два курса: для проблемных заемщиков и не проблемных, – прокомментировал для “КАРАВАНА” начальник отдела по связям со СМИ и общественностью Казкоммерцбанка Сергей ЧИКИН. – Можно сказать, что это несправедливо. Но эти правила были утверждены Национальным банком. Мы лишь используем эти правила в работе. Справедливости ради, нужно сказать, что мы обращались в Нацбанк с просьбой рефинансировать все ипотечные кредиты по старому курсу. Пока это предложение обсуждается.

По информации пресс-службы Нацбанка, на сегодня подано более 15 тысяч заявок на рефинансирование. Одобрено 11 тысяч на сумму около 60 миллиардов долларов. Это меньше половины от запланированного числа участников программы. Такие темпы рефинансировать Нацбанк никак не удовлетворяют: первоначально предполагалось закрыть программу до 1 марта 2016 года. Поэтому, возможно, она будет продлена. Но использование двух разных курсов, а тенге пока только падает, еще больше усугубит эту новую проблему.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи