Опубликовано: 1400

Право на четыре угла и крышу

Из 34 тысяч вопросов, которые жители страны задали Президенту, главными были “социалка” и жилье – “на что жить”, и “где жить”. Но задавали эти “главные вопросы” по-разному.

По “социалке” люди просили решить конкретные проблемы – прекратить безобразия чиновников, волокиту с оформлением документов, спрашивали о повышении пенсий и пособий.

Да, пособия у нас не как в Европе, на нормальную жизнь их часто не хватает… НО! – спрашивая и обращаясь за помощью, граждане понимают, что система социальной защиты в Казахстане есть, что она работает.

А вот как обеспечить своей семье в этой стране крышу над головой, если ты не большой чиновник и не бизнесмен, люди, как оказалось, понимают плохо. Особенно те, кому государство много лет платило за нелегкий труд мизерную зарплату. Врачи, учителя, военные вроде в приоритете по гос­программе, кто-то эти квартиры получает, государственные телеканалы показывают счастливые лица новоселов. А что на самом деле? В Алматы, где очередь на жилье – более 60 тысяч человек, за три последних года льготникам возвели лишь 7 тысяч квартир. Всего за 2008–2010 годы намечено построить 6928 квартир. При таких темпах последний житель южной столицы, стоящий в самом конце нынешней очереди, въедет в новую квартиру в... 2040 году.

Жилье – это необходимое условие нормальной жизни каждого человека. Уже в 2005 году рыночные цены на квадратный метр в Казахстане по международной классификации оценивались как “недоступные” для подавляющего большинства населения. То есть Государственная программа строительства жилья на 2008–2011 годы, принятая с большой помпой, изначально была рассчитана только на богатых! Например, в рамках Госпрограммы на 2008–2011 годы из запланированных 26,1 миллиона

кв. метров лишь 2,1 миллиона собирались строить как “доступное жилье”.

Те, кто не хотел ждать, брали кредиты и вкладывались в “долевое” строительство. Многих из них застройщики откровенно “кинули”. А почему бы и нет – если “дыры” в законодательстве это очень долго разрешали!

Власти, ссылаясь на рыночные отношения, полностью “отпустили” цены. А можно было это делать при страшном дефиците жилья, после того как более 10 лет в стране не строили вообще ничего? Когда летом 2007 года рынок начал “падать”, в Алматы, по официальным данным, квадратный метр “новостроек” продавался в 3,4 раза дороже себестоимости, в Астане – в 2 раза, в Атырау – в 1,7 раза. На кого были рассчитаны 34 тысячи (!) квартир в алматинских новостройках, на которые к 2009 году еще не нашли покупателя?

Сегодня реальная себестоимость “чернового” квадратного метра в двухэтажном коттедже из пеноблоков на окраине Алматы, по оценкам специалистов, менее 500 долларов. Почему же средняя рыночная цена, несмотря на кризис, не опускается ниже 1500 долларов за метр? Потому что квартиры у застройщиков-“банкротов” в Алматы государство выкупало по тысяче долларов за метр. Хотя авторы этой идеи сами летом 2007-го оценили себестоимость “новостроя” в Алматы в 91,3 тысячи тенге, или 748 долларов. В этой сумме все – и кредиты, и земля, и материалы. За что же чиновники платили 250 “лишних” долларов на метр? А они очень пригодились спекулянтам-“девелоперам”, и без того хорошо “наварившимся” в годы бума. Теперь им не надо срочно продавать недостроенные дома и землю. Рынок “устоял”.

Но кто будет покупать жилье по 1500 долларов без недоступных нынче банковских кредитов и ипотечных программ? Средний алматинец с ежемесячной зарплатой в 600 долларов? И когда “доступное” жилье станет действительно доступным?

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи