Опубликовано: 2586

Повесть о будущем бюджете

Повесть о будущем бюджете

Правительство Казахстана подготовило проект закона о бюджете на 2015–2017 годы. В полном варианте документ пока не опубликован, но основные его параметры уже известны, а значит, можно сделать некоторые выводы о том, как будет жить страна в 2015 году.Основные показатели

Поступления в 2015 году составят 6 триллионов 309 миллиардов тенге, что на 103 миллиарда тенге больше уточненного прогноза, из них доходы (без учета поступления трансфертов) прогнозируются в сумме 4 триллиона 338 миллиардов тенге. Это ниже уровня 2014 года на 23 миллиарда тенге. Запланированные расходы – 7 триллионов 307 миллиардов тенге, на 2,6 процента больше, чем в текущем году.

Дефицит бюджета составит 997 миллиардов тенге, или 2,2 процента к ВВП. Размер самого валового внутреннего продукта вырастет до 45 триллионов тенге. Таким образом, размер ВВП на душу населения – ключевой показатель уровня развития страны – должен составить 2 миллиона 647 тысяч тенге, или 14 тысяч 600 долларов. Учитывая страсть правительства РК к постоянным изменениям бюджета, можно говорить, что приведенные цифры не окончательные и, скорее всего, будут минимум дважды изменены – в сторону увеличения.

Макроэкономика

Показатели бюджета демонстрируют развитие экономики страны в последние годы. С 2006 по 2015 год ВВП рос в среднем на 16 процентов в год, тогда как доходы бюджета – только на 10 процентов.

Теперь попробуем посмотреть на эти же показатели через их отношение к ВВП. Здесь уже видно, как падает участие государства в экономике – с 20 процентов в 2005 году до 16 процентов в 2015‑м. Другими словами, государство постепенно уходит из экономики. А так как Казахстан – страна нефтедобывающая, то бюджет все больше становится зависимым от трансфертов из Национального нефтяного фонда: в 2015 году “нефтяных” денег поступит уже 2 триллиона тенге против 1,5 триллиона в 2014 году.

При этом ранее, когда составлялся бюджет на 2013–2015 годы, правительство вообще хотело понемногу отказаться от вливаний из Нацфонда, тогда планировалось получить всего 1,38 триллиона тенге. Но, видимо, форс-мажор на Кашагане не позволил этой мечте осуществиться.

Другими словами, те лишние “нефтяные” деньги, которые были собраны в Нацфонде, будут выпущены в экономику в виде госрасходов. По сути, правительство проводит эмиссию денег, против которой настроен Национальный банк, стремящийся забрать из экономики часть денежной массы, чтобы не запускать маховик инфляции.

Доходы

Резкое увеличение трансферта из Нацфонда показывает, как уменьшается налоговая база в стране – сразу на 23 миллиарда тенге. Последнее время налоговые сборы росли на 13–17 процентов в год. Если экстраполировать такую динамику на 2015 год, то Налоговый комитет недоберет 650 миллиардов тенге. Это снова делает Национальный фонд главным источником пополнения республиканского бюджета – на его долю приходится почти 32 процента.

Если учитывать, что львиная доля налогов, собираемых в стране, так или иначе связана с добычей и продажей нефти и другого сырья, то зависимость страны от нефтедобычи растет ударными темпами.

Одновременно сокращается доля внутреннего производства, несмотря на всевозможные программы развития. Об этом говорит сокращение доли налогов в структуре доходов с 76,5 до 68,8 процента. Корпоративный налог почти не растет, налоги от международной торговли падают. Все это ставит под сомнение возможность передачи части налогов местным бюджетам, с тем чтобы местные власти сами отвечали за развитие малого и среднего бизнеса в своих регионах.

Расходы

Расходы бюджета составят 7 триллионов 307 миллиардов тенге. Основное увеличение расходов связано с ростом объявленных социальных обещаний государства. На соцзащиту направят 1 триллион 713 миллиардов тенге, на образование и науку – 511 миллиардов, на развитие системы здравоохранения – 690 миллиардов, сельское хозяйство – 187 миллиардов, на Программу развития регионов – 339 миллиардов.

Примерно эти же сферы, а также МВД, судебная система, оборона и развитие транспортной системы, остаются основными потребителями средств республиканского бюджета. Последние 5 лет на них приходится 60 процентов всех бюджетных расходов страны.

Про ответственность

Есть определенная связь между уровнем экономического развития и долей государственных расходов. При переходе на более высокую ступень экономического развития удельный вес госрасходов в ВВП повышается – с 27,3 процента в среднем для слаборазвитых стран (со средним уровнем ВВП на душу населения до 3 тысяч долларов) до 33 процентов – в среднеразвитых (ВВП на душу населения от 3 тысяч до 9 тысяч долларов) и до 40 процентов для высокоразвитых (свыше 9 тысяч долларов).

При малом уровне госрасходов (менее 15 процентов) экономика развивается только за счет функционирования рыночного механизма, конкурирующих рынков и частного предпринимательства. С ростом расходов государство берет на себя всё большую ответственность. И не только за расходы социальные и на образование, но и за формирование производственной инфраструктуры, законодательной базы предпринимательства, налоговой системы, за дотационную поддержку экономики, обеспечение занятости, развитие научных исследований.

В этом отношении Казахстан остается, как ни странно, слаборазвитым государством, так как расходы государственного бюджета, с учетом и местных бюджетов, едва превышают 20 процентов. Однако правительство страны не устает твердить нам, что по уровню ВВП мы вышли на уровень крепких восточноевропейских стран и совсем скоро войдем в число крупнейших экономик мира. Вот, например, министр национальной экономики Ерболат ДОСАЕВ ровно год назад уверенно сообщил: “Прогнозируется, что номинальный ВВП вырастет на 38,6 триллиона тенге в 2014 году, до 65,9 триллиона тенге в 2018 году. ВВП на душу населения в 2014 году составит 14,6 тысячи долларов”.

Для сравнения: уровень государственных расходов США составляет 35 процентов от ВВП, Германии – 42 процента, России – 42 процента, Беларуси – 48 процентов, Болгарии – 37 процентов.

Иначе говоря, государство в лице правительства и Парламента работает у нас не плохо, а очень плохо. Во-первых, оно не хочет принимать на себя ответственность за развитие нацио­нальной экономики. Во-вторых, не может обеспечить нормальный сбор налогов в полном объеме. Механизм его работы не поставлен на должный уровень, что заставляет правительство все чаще прибегать к деньгам Нацфонда. А правительство не всегда может правильно освоить и направить в экономику те налоги, которые сумели собрать. Потому стремится экономить на расходах, но не может этого сделать, так как экономика страны уже давно и, кажется, неизлечимо поражена “голландской болезнью”.

Комментарий для “КАРАВАНА”

Экономист Петр СВОИК:

– Достаточно реалистично подошло правительство к определению доходной части бюджета. Честно признались: она будет меньше, чем в 2014 году. Бюджет должен расти. Вся экономика построена на этом. Если бюджет не растет, то это страшно неприятно.

Из этого вытекает, что все обещанные добавки проходят по минимуму. Скажем, пенсии увеличиваются на 9 процентов со ссылкой на то, что инфляция составит всего 7 процентов. Но мы-то знаем, что она будет больше!

Администрирование налогов не может дать больше, чем дает сейчас. Наверное, уже строго просили и с фискалов, и с таможенников. Не растет добыча сырья, складывается неблагоприятная ценовая ситуация по экспорту. Потому и бюджет такой…



Загрузка...

X Закрыть