Опубликовано: 1700

Что происходит с ребенком из-за непрекращающегося насморка рассказал лор

Что происходит с ребенком из-за непрекращающегося насморка рассказал лор Фото - Тахир САСЫКОВ

Родители в панике – у малыша во сне случаются остановки дыхания!

Как синдром ночного апноэ сна, потеря слуха и другие опасные для жизни состояния возникают из-за непрекращающихся насморков у детей, рассказывает руководитель “Городского центра детской оториноларингологии “Городской клинической больницы № 5” города Алматы, главный внештатный оториноларинголог УОЗ г. Алматы Тимур ШАМШУДИНОВ.

– Если за день в больницу № 5 Алматы обращается порядка 500 человек, то в наш детский центр для пациентов от 0 до 18 лет поступает 300–350 детей! Пусть это звучит ненаучно и просторечно, но сопли у ребенка – это глобальная проблема! Они могут быть признаками как воспалительных респираторных заболеваний, так и более серьезных внутренних проблем организма.

Первоначально детскими заболеваниями дыхательных путей занимается участковый педиатр, а родители дома выполняют его рекомендации. К нам же пациенты попадают уже после затяжного течения болезни. Отчего оно происходит? Где-то родители недовыполнили назначения, а где-то скрытая физиологическая проблема у ребенка. Ведь 2 раза в год он должен наблюдаться у ЛОР-врача. Два раза в год – представляете! Но “очень занятые” родители не всегда водят детей на профилактические осмотры. Между тем раннее выявление болезни помогает решить проблему более щадящими, консервативными, нехирургическими методами.

– Когда мы берем на лечение маленьких пациентов, золотой стандарт для нас – эндоскопическое, неинвазивное, не нарушающее целостности организма обследование, – продолжает Тимур Маратович. – Внутрь полости носа, рта или в наружный слуховой проход вводится камера, и мы видим клиническую картину в многократном увеличении на экране монитора.

Львиную долю проблем с нарушением детского носового дыхания составляет гипертрофия аденоидов.

Многие думают что аденоиды – это всего одна патологически увеличенная глоточная миндалина, располагающаяся в своде носоглотки. Но поясню: она – одна из 6 миндалин, которые входят в состав лимфоглоточного кольца Пирогова-Вальдейера (наряду с остальными – язычной, 2 трубными и 2 небными миндалинами). Эти лимфатические органы первыми встречаются с внешними воздействиями, вирусами и бактериями, попадающими к нам через дыхание. Даже если глоточная миндалина, скажем так, предаст, и по всем показаниям ее надо будет удалять, то есть еще 5 замещающих ее миндалин, которые и составят так называемый иммунный ответ.

Это очень важная мысль, потому что родители при процедуре удаления аденоидов у ребенка часто сильно переживают. Хотя перед этим и присылали нам леденящие душу видеокадры обструктивного апноэ сна, при котором ребенок не просто храпит, но и задыхается! К тому же гипертрофия аденоидов дает не только остановки дыхания, но и осложнения на уши.

Тугоухость массово возникает у детей от инфицирования органов слуха, поскольку аденоиды – это такой хронический очаг инфекции, который распространяет ее через расположенные рядом слуховые трубы. Вот почему мы придаем такое значение заложенности и отделяемому из носа у детей.

Приведу наглядный пример: ребенку 4,5 года, проблема – остановки дыхания во время сна. До этого он лечился у невропатологов, которые даже направляли его на консультацию к эпилептологу, подозревая какие-то судорожные эпилептические припадки. Но, когда родители привели его к нам, при эндоскопии носоглотки мы выставили диагноз – гипертрофия (чрезмерное увеличение) аденоидов 3-й степени, хоанальный синдром. Особенность состояния была в том, что миндалины у ребенка уже вросли и стали проникать в носовую полость.

Тимур ШАМШУДИНОВ

Тимур ШАМШУДИНОВ

– Что о самочувствии малыша говорила его мама?

– Что ребенок часто болел простудами, а педиатры назначали ему антибиотики, которые лишь притупляли острое течение болезни. Сама же проблема не детализировалась, а лечение носа, которое возможно было сделать на ранних этапах, не производилось. В этом случае единственным и абсолютно доказанным решением вопроса была операция – эндоскопическая шейверная органосохраняющая аденотомия. Это деликатное удаление аденоидов с сохранением лимфоидного валика (скопление лимфатической ткани в носоглотке, которое не мешает дыханию). Такой вид операции позволил сохранить иммунную функцию лимфоглоточного кольца и восстановить поступление кислорода в полном объеме через верхние дыхательные пути.

Понаблюдав за пациентом в клинике следующие 24 часа после операции, мы выписали его домой. Через 7 дней на контрольном осмотре ребенок показал отличное носовое дыхание! Так был устранен опасный симптом – остановка дыхания во сне.

Аденоиды и свежий воздух

– Чтобы было понятно, как всё протекает в организме, объясню схематично, – говорит доктор. – Допустим, произошла вирусная, бактериальная или аллергическая атака на миндалины. В ответ организм увеличивает приток лимфы, аденоиды разрастаются. Такое часто бывает у детей 2–7 лет. И все начинают лечить это промываниями носа, каплями, спреями. Аденоиды уменьшаются. Затем, если мы не занимаемся комплексным оздоровлением ребенка, всё повторяется многократно.

Такое возможно, если он мало времени проводит на свежем воздухе, ведь сейчас среди детей мода подолгу сидеть за компьютером в помещении. К тому же сейчас дают большую нагрузку в школах, и мало проветриваемых помещений. Когда 30 лет назад я был школьником, для нас было обязательным на перемене покидать класс и проветривать помещение. Сейчас время “дорого”, надо быстро-быстро провести 8 уроков, а потом еще дополнительные: английский, математика, всё остальное… Неудивительно, что дети часами пребывают в гипоксическом состоянии, состоянии нехватки кислорода. И это – большая проблема!

В идеале же проветривание классов должно происходить после каждого урока. На перемене дети должны встать, размяться, пройтись, а не сидеть, погрузившись в смартфоны или в разглядывание комиксов.

– Что происходит в организме, когда ребенок целый день сидит, не двигаясь?

– Как минимум у него нарушается дыхание. Когда мы начинаем двигаться, легочная система требует большего потребления воздуха, соответственно, увеличивается насыщение тканей кислородом. Есть даже такое понятие, как часто болеющий ребенок, у которого простуды случаются 5–7 раз в год и более. Согласно стандартам бывшего Советского Союза, таких детей раньше определяли в диспансерную группу, проводили для них такие специальные процедуры, как соляные шахты, рекомендовали поездки в оздоровительные пионерские лагеря. Сейчас многие подобные вещи почему-то упразднены. А жаль! Ведь это способы максимального оздоровления детей.

По мере взросления, с годами аденоиды у ребенка начинают уменьшаться, и к 12 годам беспокоят всё меньше. Но есть другой аспект нарушения носового дыхания, с которым к нам обращаются родители подростков. Это искривление носовой перегородки. Основных причин здесь две – физиологическая и посттравматическая.

Физиологическое искривление – когда ребенок растет очень быстро. Тогда хрящевая часть перегородки не помещается в костную рамку и искривляется.

Посттравматическое искривление носовой перегородки и нарушение дыхания случается у детей, занимающихся контактными видами спорта. И приходят они к нам больше не за тем, чтобы получить красивый нос, а просто хотят хорошо дышать. Кто однажды испытал на себе нарушение носового дыхания, знает, насколько это мучительно. Посттравматические операции на перегородке носа, называемые септопластикой, наиболее сложны для выполнения ЛОР-хирургами. А что касается детских септопластик, те вообще требуют особого подхода, потому что есть зоны роста хрящевых и костных структур, которые категорически трогать нельзя. И, чтобы проводить такие операции, хирург должен обладать большим опытом работы в детской оториноларингологии и хорошо владеть эндоскопическим оборудованием. В мире это всегда считается отдельной специализацией.

Пока петух не клюнет

– Итак, что, на ваш взгляд, чаще всего приводит к проблемам с остановками дыхания, потере слуха и гипоксии у детей?

– Частые респираторные заболевания. Они должны сопровождаться плановыми клиническими осмотрами минимум 2 специалистов: педиатра и ЛОР-врача, чтобы выявлять все патологии на ранних стадиях. Но у нас самая часто встречающаяся проблема – родители ждут, пока жареный петух не клюнет.

Расскажу о наиболее показательном из недавних случаев. Ребенок из Северного Казахстана, 5,5 года, аденоиды, вроде некритичной 2-й степени. Но дело в том, что они сдавили слуховую трубу, из-за этого возник хронический средний отит, как следствие, перфорация (разрыв) барабанной перепонки и частичная потеря слуха.

– Как родители заметили, что их ребенок плохо слышит?

– Чаще всего они приходят к нам с такими жалобами, что дети стали громче настраивать звук телевизора. Или рассказывают, как зовут своего ребенка, а он не отзывается. Они думают, что он капризничает. Но зачастую оказывается, что это не просто упрямство, а он уже плохо слышит.

Тому пятилетнему малышу мы провели аудиологическое обследование в нашем сурдологическом центре, доказали, что дисфункция слуховой трубы идет за счет аденоидов. Выполнили комбинированную операцию: эндоскопическое шейверное удаление аденоидов и микроскопическую операцию – тимпанопластика (восстановление барабанной перепонки и косточек среднего уха). В нашем случае с использованием аутотрансплантата – фасций височной мышцы, чтобы новая барабанная перепонка не просто хорошо прижилась, а идеально проводила звуковую волну. Такой вид комбинированных операций по восстановлению барабанной перепонки и санации носоглотки является моим патентом в Казахстане. Как узнать, что именно болит у ребенка - детский невролог

– Но ребенок ведь растет?

– Конечно. Приживленные ткани аутотрансплантата снабжены кровеносными сосудами, которые будут расти вместе со всем организмом. И это идеально удалось. Прошло уже 3 месяца после операции, маленький пациент в порядке и выразил огромную человеческую благодарность мне в виде письма в Интернете на весь Казахстан. Вообще, я стараюсь на многие вопросы родителей по оториноларингологии отвечать на своей страничке в “Инстаграме” – @dr.shamshudinov, и очень благодарен всем, кто дает обратную связь. Для меня честь заручиться их доверием, поскольку я являюсь хирургом 0+. А это тысячекратная ответственность перед самыми маленькими нашими пациентами.

– Прекрасно! Скоро этому ребенку в школу, теперь он хорошо слышит и сможет получить полноценное образование?

– Да. Вот мы и пришли к выводу, как нарушение носового дыхания напрямую связано со слухом. А в целом, считаю, что основной посыл нашей беседы – дать понять родителям: если ребенок не дышит носом – это серьезная проблема, с которой связаны такие опасные состояния, как нарушение кислородного насыщения организма, остановки дыхания во сне, нарушения слуха и другие патологии. Потому мамам, папам и учителям не стоит забывать, что дети не с гаджетами должны сидеть в душных помещениях в состоянии гипоксии, а больше гулять на свежем воздухе, тогда и простуд у них будет меньше, и дыхание – свободнее.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи