Опубликовано: 1600

Пострадавшим от затопления требуется… суд

Пострадавшим от затопления требуется… суд Фото - Вера Дунец и комиссия

Карагандинская область этой зимой утопала в снегу, а это верная примета весенних паводков. Но вот парадокс: пока службы экстренного реагирования региона готовятся к борьбе с водной стихией, карагандинцы, пострадавшие от затоплений прошлых лет, вынуждены обивать пороги судебных инстанций.

Дом есть – житья нет

Так, жительница поселка Восьмидомики, что в округе города Шахтинска Карагандинской области, пострадавшего от затопления в результате паводка 2015 года, вместо смытого стихией дома получила новый – построенный государством. Однако вселиться в него пенсионерка Вера ДУНЕЦ не может по сей день. Строители допустили такие “огрехи” в своей работе, что жить в построенном ими здании, по словам хозяйки, не представляется возможным.

Например, замуровали три скважины и септик, которые имелись в старом доме, а выходы труб из дома не сделали вовсе, постелили тонкий линолеум прямо на цементный пол, отчего он вздулся, а печку поставили прямо на линолеум.

Однако заказчик – ГУ “Отдел строительства города Шахтинска” – дом в таком виде принял еще 26 ноября 2015 года, и все попытки женщины, для которой он был построен, добиться приведения его “в человеческий вид” пока остаются безуспешными.

– С сентября 2015 года, когда подрядчик – фирма “Azistroy” – начал строить дом, меня к нему не подпускали, – сетует Вера Николаевна. – Хотя я хотела им изначально показать, где был санузел и септик, где кухня и скважина. Но мое мнение относительно планировки дома, в котором мне предстояло жить, никого не интересовало.

О том, что построенный дом принят в эксплуатацию, пенсионерка узнала в декабре 2015 года случайно – после того как обратилась к руководителю отдела строительства Шахтинска с жалобой на то, что строительные работы, вопреки всем нормам, проводятся при минусовой температуре, и требованием “заморозить” горе-строительство до наступления тепла. А дальше началась долгая переписка Веры Николаевны с чиновниками. Те никак не хотели признавать правоту хозяйки принятого ими дома. В конце концов ей все же удалось добиться, чтобы составленный комиссией список строительных “ляпов”, не позволяющих ей заселиться в дом, состоящий из 44 пунктов, был передан подрядчику на предмет их устранения.

– Руководство ТОО “Azistroy” вроде бы согласилось устранить замечания, был даже установлен срок, однако неожиданно акимат Шахтинска уведомил меня, что, поскольку я отказываюсь от получения документов на дом, он будет передан в коммунальную собственность города! – возмущается Вера Николаевна. – На компромисс чиновники идти не хотели, мне пришлось обратиться в прокуратуру Карагандинской области. Надзорный орган провел свою проверку и вынес предписание устранить обнаруженные ими погрешности. Однако фирма-застройщик не торопится выполнить это предписание.

– Представители ТОО “Azistroy” обещают, что напишут гарантийное письмо о том, что к лету устранят замечания по предписанию прокуратуры, – комментирует заведующий сектором строительства акимата города Шахтинска Асет ЖЕКСЕМБИН. – Мы в свою очередь подали в экономический суд на подрядчика, чтобы решением суда закрепить за ним обязанность в устранении нарушений.

Чиновников удивляет, что при всех своих стараниях они не наблюдают благодарности от Веры Дунец.

Однако гипотетическая хозяйка многострадальной постройки уверена: всей этой волокиты можно было бы избежать, если бы государственные мужи не торопились принять в эксплуатацию наспех “сляпанное” жилье.

– Я уже по их милости два года мыкаюсь без своей крыши над головой, – возмущается она. – А теперь мне что же, ждать еще год, пока пройдут все суды?

Возмещения ущерба три года ждут?

А вот для жителей поселка Кокпекты сроки, которые Вере Николаевне кажутся немыслимыми, – давно пройденный этап.

Хотя с момента затопления в селе прошло уже три года, суды, связанные с возмещением имущественного вреда пострадавшим, еще только рассматриваются в первой инстанции.

По сообщению пресс-службы Карагандинского областного суда, 230 жителей села Кокпекты, затопленного водами одноименного водохранилища в ночь на 31 марта 2014 года, подали иски о возмещении вреда в рамках уголовного дела, когда суд Бухаржырауского района выяснял, кто же виноват в прорыве плотины, повлекшем за собой разрушения и жертвы. Однако тогда пострадавшим рекомендовали обращаться к Фемиде с отдельными исками, в гражданском порядке. Кокпекты: после потопа – суды

– Сейчас дела о возмещении имущественного вреда, нанесенного при наводнении в Кокпекты, рассматриваются частично в суде района Казыбек би, частично – в суде Бухаржырауского района, – сообщили в пресс-службе Карагандинского областного суда. – Потерпевшие сами выбирали, где им удобнее судиться.

При этом, по словам представителей пресс-службы, все они находятся на стадии рассмотрения, ни одного решения по ним вынесено не было. Судьи разбираются, насколько заявленный ущерб соответствует реальности. Сегодня, спустя три года после происшествия, доказать повреждения бытовых приборов и мебели очень сложно.

Со справедливостью последнего замечания кокпектинцы согласны на все сто. Они уже поняли, что момент сбора доказательств был потерян.

– Нам все твердили, что нужно дождаться окончания уголовного суда, чтобы знать, кому предъявлять имущественные претензии, – говорят потерпевшие. – Но никто почему-то не объяснил, что нужно собирать все чеки, документы, акты, которые бы подтверждали наши потери. Даже сразу после потопа по домам ходили работники акимата, специалисты Казахстанского многопрофильного института реконструкции и развития (КазМИРР), которые просто записывали, оценивали и не требовали никаких документов.

Сделать оценку ущерба сейчас, спустя три года, уже не представляется возможным. А потому, хотя кокпектинцы и пошли в суд, мало кто из них всерьез верит, что сможет добиться полноценного возмещения.

Караганда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи