Опубликовано: 972

Пора разводиться

Пора разводиться

Стал бояться ходить в наши театры. Как обычно, наде-ешься на лучшее, которое, конечно, впереди. Но не сейчас, не в данный момент.

А сейчас… Сейчас такое впечатление, что кому-то забыли сообщить, что завтра уже наступило. Причем наступило еще вчера.

Уворачиваясь от прицельных бросков помидорами, параллельно выдвину провокационную мысль – не пора ли нам отказаться от государственных театров как класса? Ну ведь анахронизм это, по большому счету, как и съемки кино исключительно на бюджетные деньги.

Главная проблема этой системы – о кассе думать не надо. Есть репертуарный план, есть утвержденные ставки зарплаты. А сколько человек посмотрят спектакль и что они потом скажут – дело третье, если не четвертое.

При этом и государство, и театры клянутся друг другу в любви и верности, хотя со стороны кажется, что дело лишь в привычке. Ни один из супругов не в силах заявить: “Я подаю на развод!” – хотя бы потому, что не знает, как жить дальше.

А счастливым этот брак не выглядит. Или много счастья нажил после начала ремонта Немецкий театр, который год скитающийся по чужим углам, покуда собственное здание (труппа, судя по всему, туда уже не вернется) выглядит, скорее, как Берлин в 1945-м, нежели как храм искусства?

Или этот чудесный подарок к очередной годовщине свадьбы, преподнесенный театрам в виде Закона о госзакупках? Сразу ж видно – от большой любви!

Или, может быть, зарплаты у наших театральных актеров запредельные?

Читатель, конечно, может припомнить режиссера самодеятельного театра из “Берегись автомобиля”, призывавшего задуматься, “насколько лучше бы играла Ермолова вечером, если бы днем она работала у шлифовального станка”. Так они и работают! Кто-то подвизается в рекламе, кто-то – в озвучке фильмов, кто-то тамадит на корпоративах и свадьбах, кто-то ведет телепередачи, доходит дело и до массовки в кино.

Перечитал. Подумал: ну и что после этого можно требовать от наших театров? Но ведь и там привыкли. “Маркетинг” и “технический прогресс” – слова из другого мира. Какой из государственных театров может похвастаться грамотно сделанным сайтом, где были бы действительно нужные функции, как, например, онлайн-покупка билетов? Какой проводит исследования (хотя бы в виде мини-анкет в зале) на предмет того, КТО его зритель? Какой может похвалиться действительно актуальным репертуаром? Кто-нибудь борется за зрителя?!

Ни прокрустово ложе, ни единая гребенка у меня не заготовлены – но нет системности. Потому что есть другая система. При которой за зрителя бороться не то что не выгодно, а незачем. В жизни театра, по большому счету, ничего не изменится от того, полный будет зал или половина.

А систему эту менять придется. Потому что, повторюсь, она – анахронизм. Театры сохранят свой национальный статус, но театр должен привлекать зрителя, а зритель – платить. Иначе театр умрет, ибо кому он в таком случае нужен?

Рано или поздно (скорее, все-таки поздно) это произойдет. Как уже фактически происходит отказ от сугубо госбюджетных кинопроектов – все больше фильмов создается либо частными студиями, либо частниками в копродукции с “Казахфильмом”. Это естественно. И правильно. Потому что и кино, снимаемое ради галочки, и театр, работающий только ради выполнения репертуарного плана, в равной степени похожи на живой труп.

[X]