Опубликовано: 1400

Попасть в рабство и выжить

Попасть в рабство и выжить Фото - Тахир САСЫКОВ

Квест для трудовых мигрантов – виртуальный и реальный

Стать объектом торговли людьми, попасть в трудовое или сексуальное рабство либо выбрать другой сценарий. Вы можете пройти весь путь мигранта в виртуальном квесте.

Почем невольники?

Интерактивную игру “Помоги мигранту” разработало общественное объединение “Қадір – қасиет”.

– Через телеграм-бот вы выбираете тему квеста и соответствующие истории, диалоги с разными персонажами, принимаете решения, которые приводят вас к разному исходу. В конце вы получаете оценку своим действиям, видите, к каким рискам приводит то или иное решение, – отмечает эксперт объединения Анара ИБРАЕВА.

Также в приложении содержится информация о безопасной миграции, правах, данные о рисках работы за границей, контакты организаций, помогающих мигрантам и жертвам торговли, номера телефонов “горячей линии” МВД.

И пока у вас есть возможность пройти круги мигрантского ада виртуально, другие проходят этот путь в реальности.

За 8 месяцев текущего года возбуждено 64 уголовных дела по преступлениям, связанным с торговлей людьми (ст. 128 Уголовного кодекса РК), осуждены 26 лиц.

Об этом стало известно в ходе брифинга, организованного ОО “Қадір – қасиет” в рамках кампании по усилению борьбы с торговлей людьми и защиты мигрантов при поддержке Международной организации по миграции (МОМ) в РК.

– Ежегодно по фактам торговли людьми возбуждаются 200 уголовных дел, выявляются до 80 потерпевших. За последние годы ликвидировано несколько каналов вывоза граждан Казахстана в Турцию, Южную Корею и Королевство Бахрейн. На базе Союза кризисных центров Казахстана работает телефон доверия по противодействию торговле людьми и вопросам миграции 116-16, – отметила старший оперуполномоченный по особо важным поручениям департамента криминальной полиции МВД РК Шынар КУЧЕРБАЕВА и напомнила об ужесточении наказания за трафик людей, введенном в УК РК в конце 2019 года.

– Торговля людьми – это преступление, которое совершается не одним человеком, там целая цепочка – тот, кто продает, эксплуатирует. Если это принудительный труд, то в основном людей используют в крестьянских хозяйствах, на пастбищах, зимовках, отдаленных участках. Если это сексуальная эксплуатация, то девушек привозят в города и принуждают к занятию проституцией в гостиницах, саунах, квартирах.

Представитель МВД озвучила и некоторые суммы доходов от торговли людьми:

– Суммы разные. Если это сексуальная эксплуатация – то от 50 тысяч тенге до нескольких тысяч долларов. Бывает торговля новорожденными – это примерно 2–3 тысячи долларов, были случаи обмена младенцев на квартиру, автомобиль.

В кандалах не был, в погребе не сидел

Между тем председатель ОФ “Кайсар” Оксана ТАРАБУКИНА сообщила, что только по Карагандинской области из 5 уголовных дел по торговле людьми, возбужденных с июля прошлого года, ни одно не дошло до суда!

– Дела закрываются на стадии следствия. Если посмотреть протоколы допросов, следствие вообще не ведется! Дела возбуждаются по ст. 126 “Незаконное лишение свободы” на основании показаний, свободно передвигался человек или нет, в кандалах не был, в погребе не сидел – на основании этого закрывают дела. По факту эксплуатации – трудовой, материальной, использования уязвимого положения – ничего нет. Такое ощущение, что следственный комитет не обучен правилам ведения таких дел. У нас за три месяца по одному делу три следователя сменились, – рассказала общественница.

Коллега Тарабукиной из Мангистауской области, глава ОО “Мейерим” Александр МУХА продолжил тему:

– Почему, когда дело расследовано и материалы передаются в прокуратуру, ст. 128 меняется на другую, хотя все признаки имеются! С небес на землю: как этнический казах из Монголии попал в рабство на исторической Родине

Он рассказал о сложностях, с которыми приходится сталкиваться общественным организациям, работающим с жертвами торговли людьми.

– Карантин повлиял на то, что армия мигрантов не могла найти работу, пересечь границу, в связи с чем была высока вероятность того, что они могли попасть в ситуации с торговлей людьми. При поддержке МОМ, нашего и узбекского филиалов (в Актау также находится генконсульство Узбекистана), мы оказывали гуманитарную помощь мигрантам. В регионе активизировалась работа НПО с полицией, в том числе миграционной службой, проводились акции “Стоп-трафик”, – рассказал Александр Муха.

По его данным, во всех областных центрах действуют центры для жертв торговли людьми – как государственные, так и частные.

– Сложности в том, что шелтеры (приюты) не всегда и не сразу могут принять мигрантов. Пока мы решаем эти вопросы, возим их туда-сюда, обратно, время упускается. Во-вторых, я не вижу четкого определения того, кто должен давать нам направление для помещения освобожденных из рабства мигрантов в государственный шелтер. Пока этим занимается управление координации занятости и соцпрограмм, я считаю, это не совсем правильно, – высказался общественник.

Внеплановые жертвы

Также Александр Муха поднял проблему госзаказа на количество размещаемых в центрах для жертв трафика:

– По госзаказу может выделяться 10 койко-мест, а если в этом месяце нет такого количества, значит, на следующий финансирования будет меньше. А в следующем месяце может поступить уже 12 человек вместо 10!

Оксана Тарабукина поддержала коллегу:

– Сегодня в центре может быть 8 человек, завтра – 12, жертвы трафика не могут идти линейно, это же не план по торговле людьми. В 2017 году впервые открылись приюты для жертв трафика, на 10 койко-мест, в последующие годы это количество сохранялось, а на этот год выделили 6 койко-мест, на 2021-й – 5 койко-мест. Это нереально! У меня в центре вместо 6 человек сейчас проживает 11! Их привозят, и я не могу отделить мать от ребенка или свидетелей, которых привезли из места, расположенного за 300 километров от Караганды. Нельзя сокращать количество койко-мест, а наоборот, нужно увеличивать!

Руководитель шымкентского ОО “Сана Сезим” Хадича АБЫШЕВА в свою очередь подчеркнула, что государственные и общественные структуры оказались не готовы к вызовам пандемии и обострению ситуации с мигрантами, торговлей людьми.

– На границе с Узбекистаном образовывались заторы, мы подкармливали людей, задержавшихся там на несколько дней. По 200 человек могли задерживаться, – рассказала общественница.

Тем временем начальник управления внешней миграции комитета миграционной службы МВД РК Аскар АЛДОНГАРОВ сообщил, что в его сфере ответственности принимаются меры по устранению административных барьеров и созданию благоприятных условий.

– В начале этого года отменена обязательная регистрация прибывающих в РК не более чем на 30 дней иностранцев. Сроки пребывания без регистрации для граждан ЕАЭС – 90 дней. Иностранец обязан предъявить документы, удостоверяющие личность, без получения разрешительных документов в органах миграционной службы. Также мы реализуем пилотный проект по оказанию услуг трудовым мигрантам – все госуслуги по выдаче трудовых патентов переданы в ЦОНы, контакт с полицейскими исключен.

С 2016 года действуют стандарты оказания услуг жертвам торговли людьми, по которым предоставляются 8 видов услуг: медицинские, психологические, правовые и другие, – сказал представитель МВД.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи