Опубликовано: 2500

Попал в любимчики – получил шанс

Попал в любимчики – получил шанс

Во второй половине 80-х годов у баскетбольных болельщиков Казахстана наконец-то появился повод для гордости. Алма-атинский СКА ворвался в элиту советского баскетбола, заставив считаться с собой его признанных лидеров – московский ЦСКА и каунасский "Жальгирис". Разыгрывающий Олег Мелещенко был одним из лидеров того СКА.

Своим стало сложнее проявить себя

Сегодня Олег Владимирович не без успеха работает в тренерском штабе “Химок”. Подмосковная команда вышла в финал плей-офф чемпионата России, где встретится с ЦСКА, выигравшим в этом месяце Евролигу.

– Считаю, что ЦСКА по праву завоевал звание сильнейшего клуба Европы, – считает Мелещенко. – Если в одной отдельно взятой игре армейцы еще могут кому-нибудь уступить, то в серии из двух-трех матчей конкурировать с ними практически невозможно. В финале Евролиги машина под названием ЦСКА просто сделала свое дело. Израильский “Маккаби” (финал завершился победой москвичей – 91:77. – Прим. авт.) мог противопоставить ей только быструю игру, но армейцы контролировали ход матча и убедительно доказали, что сильнее соперника.

– Как в целом на российском баскетболе отражается то, что основу ЦСКА составляют иностранные баскетболисты? Да и тренирует команду специалист из-за рубежа…

– С одной стороны, высококлассные легионеры приносят нам пользу и у зарубежных тренеров есть чему поучиться. С другой – ситуация заставляет задуматься, почему во времена Советского Союза обходились своими тренерскими кадрами, добиваясь при этом больших успехов. Сейчас же российские игроки и тренеры получают меньше возможностей для того, чтобы себя проявить.

За Алма-Ату выступали игроки из России, Узбекистана, Киргизии

– В ваше время в алма-атинском СКА играли только казахстанцы?

– Нет. Были ребята из России, Узбекистана, Киргизии. Но все мы были учениками одной – советской школы баскетбола.

– Вы родом из Экибастуза – далеко не столицы казахстанского баскетбола…

– В то время практически везде любой ребенок имел возможность заниматься любимым видом спорта и добиваться успехов. Из Экибастуза я попал в Алма-Ату в школу олимпийского резерва. В 1986 году сразу после чернобыльской катастрофы поехали в Киев на Спартакиаду народов СССР и заняли второе место. О том, что случилось в Чернобыле, узнали только потом.

– В то время вы уже были игроком лучшего клуба Казахстана – СКА?

– Старший тренер команды Олег Львович Ким забрал меня сразу после окончания учебы в интернате в 1984 году, а спустя год меня призвали в армию. Официальный стаж в качестве прапорщика у меня 5 лет и 7 месяцев.

“Мы дергались, нервничали…”

– Лично для вас какой сезон алматинского периода карьеры стал самым запоминающимся?

– Тот сезон, когда мы, едва вернувшись в высшую лигу, заняли в 1989 году четвертое место в споре с такими грандами, как ЦСКА, “Жальгирис”, киевский “Будивельнык”, вильнюсская “Статиба”, рижский ВЭФ, таллинский “Калев”. В решающей игре за третье место мы уступили “Будивельныку” на его площадке. Для нас это был большой успех. У нас появились свои звезды, такие как Валерий Тихоненко.

– Выигрыш Кубка СССР по сравнению с тем четвертым местом – событие второстепенное?

– Ни в коем случае. Но вы ведь спрашивали меня о моих личных впечатлениях. В победном для СКА розыгрыше Кубка СССР я играл только на начальной стадии, а потом получил тяжелую травму и пропустил полгода. Пусть я и получил медаль за победу в Кубке, но впечатления остались не такими яркими. Если говорить о достижениях СКА, то надо вспомнить и второе место в самом последнем чемпионате СНГ. Правда, в то время все уже стало разваливаться.

– Чего недоставало алматинскому СКА 80-х, чтобы встать в один ряд с ЦСКА или “Жальгирисом”?

– Ответ лежит на поверхности: нам не хватало опыта. История московского и каунасского клубов исчислялась десятилетиями. СКА, конечно, образовался тоже не за один день, но до этого момента он в высшей лиге никогда не играл. Сказался и психологический фактор: мы дергались, нервничали, осознавая, что играем против чемпионов мира и Олимпийских игр. К 90-м годам мы уже набрались опыта и, думаю, не развались Союз, могли бы претендовать на золото.

Работа – в России, семья – в Словакии

– Почему вместе со всем составом СКА во главе с Кимом вы не уехали в Самару?

– Когда канул в Лету чемпионат СССР и пришлось задумываться о продолжении карьеры, мне позвонил знаменитый литовский тренер Владас Гарастас, который в тот момент вместе со сборной СНГ находился в Барселоне на Олимпиаде. Он предложил мне перейти в возглавляемый им клуб “Баник” из словацкого города Приевидз. Я с удовольствием согласился и отыграл за эту команду четыре года. Город чем-то напоминает Алма-Ату, такой же зеленый. Там тоже есть горы, правда, небольшие.

– Сейчас ваша семья живет в Словакии?

– Да. Дочь Юля родилась в Алма-Ате за два года до нашего отъезда. Так что она коренная алматинка. Как и моя супруга, мастер спорта СССР по художественной гимнастике Елена Игнатенко. С ней мы познакомились на “Медео”, это очень романтическая история. Сейчас Елена работает хореографом и воспитывает наших детей. Уже в Словакии родился сын Тарас. Ему 11 лет, и он тоже играет в баскетбол. Я никогда на этом не настаивал, да и игровые виды спорта его не привлекали. Но однажды Тарас оказался на тренировке баскетболистов, и ему очень понравилось.

Сборная СССР – особая страница биографии

– Вы не попали в сборную СНГ на Олимпиаду-92, хотя значились в предварительной заявке…

– Это уже старая история. Тогда каждая республика боролась за количество своих представителей на Олимпиаде. Меня “отцепили” от сборной буквально накануне вылета. Я знаю, в чем была причина, но не хочу вспоминать об этом.

– Какие эмоции вы испытали в тот момент?

­– Если честно, я просто плакал.

– Со сборной у вас связаны и приятные воспоминания. К примеру, в 1990 году вы стали вице-чемпионом мира…

– О том периоде у меня остались самые лучшие впечатления. Годы, проведенные в сборной СССР, дали мне очень много не только в плане карьеры, но и понимания жизни спортсмена. Я учился у таких звезд, как Арвидас Сабонис, Вальдемарас Хомичюс, Римас Куртинайтис, Александр Волков. Во всем меня поддерживал Валерий Тихоненко. Тогда думал, что играть буду вечно. Завоеванные награды начал осознавать только со временем. Сейчас об этом приятно вспоминать: победа над сборной США на Играх доброй воли-1990 в Сиэтле, финал чемпионата мира против сборной Югославии, многие игроки которой впоследствии стали звездами НБА…

– В сборную СССР вы попали после золотой для нее Олимпиады-1988. Команду принял Гарастас, и вас считали его любимчиком…

– Не знаю. Может, он видел во мне что-то. Гарастас сравнивал меня с Шарунасом Марчюленисом, уехавшим в НБА. А быть любимчиком тренера, наверное, хорошо. В карьере спортсмена очень многое зависит от отношения к тебе со стороны наставника. Ведь сколько талантливых людей не смогли проявить себя в спорте из-за того, что не наладили контакт с тренером. Меня и любимчиком Кима можно назвать. Если бы Олег Львович не доверил мне, молодому игроку, место в составе СКА, моя карьера не состоялась бы. Может, так и просидел бы всю жизнь на скамейке запасных.

“До Казахстана пока не добрался”

– Какими качествами должен обладать идеальный разыгрывающий?

– Прежде всего, хладнокровием. Чем раньше игрок научится владеть своими нервами, тем быстрее он добьется результата. Кроме того, у разыгрывающего должна быть техника, умение видеть площадку. Ну и понимание баскетбола, в который играет его команда.

– Назовите лучшего, на ваш взгляд, разыгрывающего в истории баскетбола?

– Это очень сложный вопрос, нельзя сравнивать игроков разных поколений. Я способен назвать многих баскетболистов, которые могут быть ориентиром. К примеру, Валдис Валтерс из рижского ВЭФа. Говорят, в 50-е годы великолепным разыгрывающим был Арменак Алачачян (этот игрок московского ЦСКА один из периодов карьеры провел в Алма-Аты. – Прим. автора), но его игру я не видел.

– Как, по вашему мнению, выглядит символическая пятерка алматинского СКА 80-х?

– Про себя говорить нескромно, поэтому место разыгрывающего отдам Андрею Филиппову. Далее – Юрий Жуканенко, Валерий Тихоненко, Сергей Ольхов и Везенкин как центровой.

– Ваша сегодняшняя должность в “Химках” – тренер-скаут. В чем заключаются обязанности?

– Я просматриваю игроков в России и Европе, готовлю информацию по командам-соперницам. Все это затем предоставляю главному тренеру “Химок”.

– Казахстан входит в сферу ваших интересов?

– Пока в Казахстане не был ни разу. Знаю, что в местных клубах работают ребята, с которыми мы вместе играли. Хотелось бы просто их всех увидеть.

Сергей РАЙЛЯН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи