Опубликовано: 1300

Получил зарплату? Делись с государством!

Недавно в усть-камено­горском корпункте нашей газеты раздалось несколько похожих звонков. “До каких пор это будет продолжаться? – возмущался один женский голос. – Неделю назад нас заставили сдать деньги на строительство, три дня назад принудительно высчитали за подписку на официальные газеты, а вчера предупредили, что скоро начнут собирать на 65-летие Победы…”

“Бухгалтер взяла с меня две тысячи шестьсот тенге – однодневный заработок, – рассказала вторая собеседница. – По какому праву в мой карман так беспардонно запускают руку?”

Все звонки – из Глубоковского района Восточного Казахстана, все – от работников бюджетных учреждений. Мы решили разобраться.

Выяснилось следующее: в районный акимат сверху спустили счет на сбор средств на благотворительность, счет довели до районных учреждений, руководители учреждений взяли под козырек и построили своих подчиненных. С каждого бюджетника – однодневный заработок. С учителей, врачей, инспекторов, методистов, специалистов, сотрудников и сотрудниц, молодых и зрелых… “Но ведь кто не хотел – мог отказаться”, – заметили в акимате.

Следом до акимата довели квоту по подписке на официальные издания, и руководители снова построили свои коллективы. И не потому, что такие фанаты акиматовских газет, а из-за того, что за эту подписку с них спросят…

Мы поинтересовались в райпрокуратуре, знают ли там о сборах с бюджетников и насколько они законны? В ответ только тяжело вздохнули.

Любопытно, что во время нашего общения с акиматом и прокуратурой чиновники активней всего интересовались фамилиями звонивших в корпункт. Для чего?

Впрочем, глубоковская история – только часть истории. Выяснилось, что кампания по “добровольным” отчислениям и “добровольной” подписке на официальные газеты также прошла в областном центре, Семее, Шемонаихинском районе, Уланском, Кокпектинском… Такой масштаб говорит об одном: распоряжение исходило от чиновника высокого ранга. Цепочка очевидная: функционер напряг все департаменты, управы, районы, те отдали распоряжение отделам, подотделам, конторам, а директора контор –

своим коллективам.

Принудительные поборы с бюджетников давно стали традицией Восточного Казахстана. Все служащие “от мала до велика” каждый год сдают взносы во всевозможные фонды, на бесконечные акции. На развитие спорта, борьбу со СПИДом, в фонд поддержки малого бизнеса, на мыло солдатам, продуктовые наборы малоимущим… В сельских школах нормой стали взносы педагогов на ремонт школ и покупку инвентаря. При этом принцип всегда один: колхоз – дело добровольное, хочешь – записывайся, не хочешь – расстреляем.

В свое время привычка “коммуниздить” из кошельков граждан была рождена большевистской идеологией. Считалось, что если нет частной собственности, то и доходы граждан могут быть общими. Самой одиозной формой этой идеологии стали период военного коммунизма и работа за трудодни на селе. Сегодня, казалось бы, от такой чудовищной политики не должно остаться и следа. Однако…

Как-то в акимате Усть-Каменогорска далеко не рядовой чиновник доказывал право на принудительные поборы с бюджетников. “Государство ведь находит возможность платить зарплату, значит, и служащие обязаны помочь государству”, – убежденно говорил он.

Странная такая логика… Выходит, одной рукой государство зарплату бюджетникам платит, а другой – тут же и забирает на затыкание всяческих дыр?

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, наш корреспондент в Восточно-Казахстанской области

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи