Опубликовано: 4000

Почему не разговаривают малыши?

Почему не разговаривают малыши?

В Казахстане, как и во всем мире, растет количество детей с недостатками речи. Отчего же это происходит?

Своими мыслями делится сурдопедагог, логопед-дефектолог, клинический психолог из Алматы Наталия ЗАКИРЬЯНОВА.

– Если в 80-е годы число речевых нарушений среди малышей в нашей стране составляло 4 процента от общего количества детей, то к 2014 году оно возросло в десятки раз, – говорит психолог. – И, к сожалению, их коррекция в последнее время в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте, когда у ребенка уже сформировались стойкие патологические психические и речевые отклонения. При этом упущенным оказывается сензитивный период – период наивысших возможностей для эффективного развития, во время которого ребенок наиболее восприимчив к усвоению и реализации. А он приходится на первые 3 года жизни ребенка. И в эту работу по развитию малыша кроме родителей и логопеда должны быть вовлечены воспитатели, педагоги по раннему развитию, дефектологи, музыкальные работники и даже инструкторы лечебной физкультуры.

Причины задержки речи

– Для того чтобы ребенок заговорил, ему нужна предметная деятельность,– рассказывает Закирьянова. – Это занятия с игрушками и “говорящий” социум, который обычно имеется в детском саду при общении с другими детьми, а также дома, во время просмотра с родителями телевизора, игры с ними или чтения книг. Но когда все это есть и по всем законам развития ребенок должен уже говорить, мы почему-то наблюдаем картину повальных речевых задержек и речевых нарушений. Причины могут быть самые разные: от умственной отсталости, аутизма до функциональной незрелости отделов головного мозга малыша. Возможно, еще в период его внутриутробного развития или же в период до одного года у него случилось органическое поражение речевых зон коры головного мозга. А возможно, что задержка речи возникла из-за ее невостребованности, из-за того, что ребенку попросту уделяется мало внимания. Среди причин может быть и  замедленный темп созревания нервных клеток, который у него случился в силу каких-то заболеваний или травм.

Когда обратиться к неврологу

На самом первом этапе обычно у ребенка должно проявляться гуление. Это биологическое явление, при котором малыш еще не произносит четких звуков. Гуление бывает даже у глухих, незрячих и умственно отсталых детей. Позже появляется лепет. Это уже явление социальное. В нем есть интонация, ритм и звуки, схожие с языком его окружения, прообразы отдельных слов, их интонационный и ритмический окрас и ударение. А к двум годам обычно у малыша формируются уже и короткие фразы. Если же все это не появилось вовремя, родителям стоит обратиться к неврологу и логопеду.

Колыбельная и пеленание

– Многие родители, бабушки и дедушки в последнее время часто задают мне вопрос: “А почему раньше не случалось такой массовой задержки речи, речевых нарушений, которые наблюдаются теперь?” – рассказывает Наталия Закирьянова. – Потому что раньше родители брали своего младенца на руки, качали и пели ему песенки. И эти колыбельные и другие мелодии с простыми ритмами уже формировали интонационно-ритмическую основу речи. Это позже пришла мода не брать ребеночка на руки, “воспитывать в нем самостоятельность”, класть его в другой комнате. Но это абсолютно неправильно! Ребенок должен ощущать тепло мамы, которая покачивает его и что-то поет. Именно так формируется социальное явление, которое называется языком. На речевое развитие ребенка влияет даже пеленание, которое современные мамы вовсе игнорируют.

Традиции и их основа

Часто врачи, логопеды и психологи интересуются у родителей: когда ребенок стал держать головку (норма – в 2–2,5 месяца), когда он стал садиться (норма – в 6 месяцев), когда он пошел (норма – от 10 месяцев до 1 года). Если ребенок начинает удерживать головку, значит, головной мозг получает больше нервной энергии, чем в лежачем положении. Если ребенок уже садится, значит, еще более усилилась его восходящая активация. Стал на ножки – протяженность вертикали еще увеличилась. Следовательно, появилось больше оснований для активного включения структур мозга, от которых зависит психическое развитие в целом, и речевое в частности. Традиционно раньше было принято пеленать детей. А традиции, как известно, без веских причин не складываются. Так вот пеленание, оказывается, способствует развитию и укреплению вертикали центральной нервной системы, а следовательно, и нормальному взаимодействию между ее спинным и головным мозгом.

Речь малыша – показатель его развития

– Если у ребенка в возрасте двух лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит, даже если все понимает, если до трех лет он говорит на “своем” языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет, и вообще, если вас хоть что-то настораживает в речи ребенка, надо обращаться за консультациями к специалистам, – заключает клинический психолог. – Ребенок не должен быть предоставлен сам себе, его речевая активность формируется в совместной со взрослыми и другими детьми игре и деятельности.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи