Опубликовано: 9600

Почему начальнику военной полиции Казахстана разрешено проверять "на вшивость" командиров воинских частей

Почему начальнику военной полиции Казахстана разрешено проверять "на вшивость" командиров воинских частей Фото - Тахир САСЫКОВ

У начальника военной полиции – особые полномочия в борьбе с коррупционерами в погонах

Начальники отрядов военной полиции Казахстана получили законное право в любое время дня и ночи проверять “на вшивость” командиров воинских частей, их заместителей и даже членов семей военнослужащих. Вести за ними наблюдение “в пределах компетенции”, накапливать информацию, обобщать полученные данные и принимать действенные меры. Нынешний начальник Главного управления военной полиции полковник Тлеухан БАСХОЖАЕВ подчиняется напрямую лишь министру обороны генерал-полковнику Сакену ЖАСУЗАКОВУ. В реализации президентского принципа “нулевой терпимости к беспорядку” у полковника в мундире черного цвета теперь особый статус…

Чтобы понять, как работает новая система профилактики воинских преступлений, отправляемся с фотокорреспондентом “КАРАВАНА” в расположение отряда военной полиции самого крупного военного гарнизона – Алматинского. Подобных отрядов в Казахстане – четыре. Плюс 16 региональных отделов и 4 отделения.

Дедовщину побороли убеждением

– Закон РК “Об органах военной полиции” значительно повысил наш статус, конкретизировал компетенцию, права и обязанности применения оружия, физической силы и специальных средств, – комментирует начальник отряда военной полиции Алматинского гарнизона полковник Ердильда РШАУОВ.

В Алматы он прибыл из Тараза. За крутой нрав, бескомпромиссность и полицейскую хватку в войсках его прозвали Черная метка. Поговаривают, что от цепкого полковничьего взгляда у офицеров и контрактников, преступивших закон и попавших к нему на ковер, кровь в жилах стынет.

– Закон позволил нам на правовом уровне стать действенным инструментом, позволяющим обеспечивать правопорядок и применять меры воздействия к нарушителям воинской дисциплины и устранять обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушений, – продолжает с металлом в голосе Ердильда Ршауов. – С казарменным хулиганством мы в гарнизоне покончили. Никакой дедовщины здесь нет и в помине.

– Выявили и пересажали всех потенциальных преступников “на губу”?

– Солдатская гауптвахта сыграла, конечно же, свою роль, но дисциплину в войсках мы укрепили другим методом – убеждением.

– Розгами нарушителей убеждали?

– Зачем же сразу розгами?! Статьями из кодексов – Уголовного и Административного. Люди сейчас в армию приходят сплошь образованные, в юридическом плане подкованные. Не какие-нибудь забитые овечки, извините. Понимают, что им может грозить в случае чего.

– И тем не менее громкие коррупционные преступления в армии совершаются. Недавно по решению суда тюремный срок получил целый ряд высокопоставленных чиновников из минобороны. Ваши коллеги тоже попадаются на взятках. В Караганде, к примеру, попался сотрудник ВП…

– В семье, как говорится, не без урода. У себя в гарнизоне мы ничего подобного не допускаем и кадровую политику ведем жестко. Кого попало на службу не принимаем и с проявлениями коррупции боремся активно.

По данным военного комитета правовой статистики и учета, за два месяца текущего года зарегистрировано 86 преступлений. В прошлом году за аналогичный период было 118. Как видно, идет снижение на 27 процентов.

– Вы занимаетесь розыском военнослужащих, самовольно оставивших части. Как много в нынешней армии дезертиров?

– В основном это старые дела. Отголоски прошлого. Сейчас солдаты бегать перестали. Дедовщины-то ведь нет. Навели в войсках порядок. В приоритете другие задачи.

После этих слов полковник Ршауов решительно встает из-за дубового стола и предлагает корреспондентам “КАРАВАНА” наконец-то покинуть его кабинет. Экскурсию по “беспокойному хозяйству” за колючей проволокой он решает провести лично. О солдатской гауптвахте мы уже рассказали в прошлом выпуске “КАРАВАНА” в материале “Губа” – не дура”. Сейчас в центре внимания – собаки и взрывчатка.

Нашел – замри

Кинологический отдел в отряде ВП Алматинского гарнизона создан недавно. По штату здесь – 15 опытных четвероногих ищеек, прошедших обучение и стажировку за рубежом.

– Нам есть чем гордиться, – начинает экскурсию по собачьему вольеру полковник Ршауов. – В прошлом году на Международных армейских играх в кинологическом конкурсе “Верный друг”, который проходил в 470-м учебном центре служебного собаководства в селе Княжево Московской области, мы заняли 2-е место. Наш кинологический отдел получил благодарственные письма из посольства США за оказание поддержки в проведении курсов повышения квалификации для специалистов-кинологов по поиску взрывчатых веществ…

Полковничью фразу о победе на соревнованиях в Москве, прозвучавшую как-то по-особому торжественно, овчарки в клетках заглушили пронзительным лаем.

Не обошлось без показательных выступлений. Старший лейтенант Карим ИБРАЕВ со своим верным другом, а вернее, напарником – собакой по кличке Самба, продемонстрировали классическую атаку на террориста. Причем Самба сама определяла, кого именно из толпы ей надо хватать и укладывать на асфальт мордой вниз.

– Моя Самба понимает и четко выполняет команды на трех языках – казахском, немецком и русском.

– Не может быть.

– Все может. И это реально. Она лучшая! Найти наркотики и взрывчатые вещества в любом самом защищенном и скрытном месте для нее – удовольствие.

– Кайфует собака? Вы ее на дозу подсадили?

– Никак нет. Это ошибочное мнение. Собаки не принимают наркотики ни при каких обстоятельствах. Мы тренируем их с помощью похожих запахов в игровой форме.

– Разрешите мне самому “заминировать” объект? Посмотрим, как ваша Самба справится с журналистским заданием.

– Давайте другого нашего специалиста испытаем. Салли, к примеру, тоже умница, – вступает в разговор начальник кинологического отдела подполковник Ерганат БАРЛЫКБЕКОВ. – Вообще, у нас все здесь профессионалы высшей пробы.

Хозяин Салли – младший сержант Марат МУКАНАЕВ – ждет приказа начальника отряда. Немного волнуется. Его хвостатый напарник, напротив, сохраняет завидную выдержку. Тротиловую шашку, спрятанную мною под броней боевой машины, пес обнаружил всего через 17 секунд после начала операции. Уткнулся носом в опасный пакет и замер. Даже хвостом не вильнул ни разу. Их так учат. Чтобы не подорваться на мине. Нашел – замри. И жди, когда хозяин лично позволит “отмереть”. До его команды собака так и будет стоять не шелохнувшись – хоть час, хоть два. Вот это дисциплина!

В период проведения зимней Универсиады-2017 отряд ВП Алматинского гарнизона был задействован в обеспечении правопорядка и безопасности на всех этапах проведения спортивных соревнований и не допустил ни одного ЧП. Впереди ЭКСПО-2017, где тоже необходимо будет обеспечивать безопасность гостей, и участие в новых Международных армейских играх. Самба и Салли своим грозным рыком из вольера пообещали непременно добыть там золото. За профессионализм во всем.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи